Одним из главных объектов санкций США стала гражданская авиация в Иране. Из-за введенных запретов Airbus и Boeing прекратили продажу самолетов в страну. Также были прекращены поставки туда современных двигателей и запасных частей, необходимых для надлежащего обслуживания самолетов. Это вынудило власти Ирана искать обходные пути для обслуживания авиапарка.
После введения санкций обслуживание самолетов Airbus и Boeing перешло в руки местных компаний. Для того, чтобы приобрести детали для ремонта, они вышли на черные рынки. Иранские авиакомпании создавали подставные корпорации в других странах и закупали продукцию на их имя. Кроме того, некоторые фирмы соглашались продавать Ирану свои подержанные самолеты. Осуществлялись и нелегальные поставки из США и Европы. В 90-е годы на иранский рынок вышли российские авиакомпании. На протяжении десяти лет они осуществляли авиаперевозки внутри страны. Впоследствии Иран даже закупил несколько российских самолетов "Туполева".
В результате авиасообщение в Иране не прекратилось, хотя свое отрицательное влияние санкции все же оказали. Одной из главных проблем стал стареющий авиапарк: средний возраст самолетов в Иране от 20 до 30 лет. Это влечет повышенные расходы на ремонт и топливо. Ситуация с импортными комплектующими негативно сказалась на авиационной безопасности, что находит отражение в статистике происшествий. Иранские авиакомпании занимают нижние строчки в рейтинге британской консалтинговой компании Skytrax, специализирующейся на гражданской авиации.
Санкции в машиностроении поначалу ударили по местному производству, импорту и экспорту автомобилей, так как часть иностранных компаний закрыла свои предприятия или прекратила работу с Ираном, включая Peugeot, Citroen, Renault, Volkswagen, Toyota, Nissan и Kia Motors.
Поэтому иранское правительство приняло решение стимулировать внутреннее производство. В частности, была временно ограничена реализация иностранных автомобилей под собственным брендом, что привело к увеличению выпуска продукции иранского автопрома. В последнее десятилетие 90 процентов автомобильного рынка в Иране принадлежит местным компаниям Iran Khodro и Saipa. Они не только поставляют автомобили на внутренний рынок, но и экспортируют их в Египет и другие страны Ближнего Востока.
После того, как в 2014 году на фоне прогресса в переговорах по сделке вокруг ядерной программы Ирана ослабло давление санкций, импорт автомобилей в Иран вырос в полтора раза. Французская компания Peugeot-Citroen вернулась на местный рынок и начала расширять производство моделей Logan и Sandero в стране. Несмотря на санкции, в Иране в течение последних десяти лет выпускалось около миллиона автомобилей в год. По этому показателю исламская республика находится на втором месте после Турции в Ближневосточном регионе. Иранские меры по преодолению санкций в машиностроении оказались успешными и обеспечили стабильное функционирование и даже развитие этой отрасли.
Антироссийские санкции ударяют не только по россиянам, но по и рядовым европейцам, работающим в российских представительствах за рубежом. Три десятка граждан Италии, которых связывают контрактные обязательства с компанией "Аэрофлот Италия", могут в ближайшие дни остаться без работы. "С 25 февраля счет представительства и личные счета сотрудников - подданных Италии - в одном крупном итальянском банке заморожены. Речь идет о 35 работниках в Риме, Милане, Венеции и Неаполе, которые не могут получить свою законную зарплату. Мы не понимаем, почему санкции в отношении России должны ударять по нам, итальянским гражданам. Это настоящий гром среди ясного неба!" - выразила свое негодование Джованна Фрунцио, координатор "Аэрофлота" в римском аэропорту Фьюмичино. По словам работников, их отношения с российской флагманской авиакомпанией регулируются в рамках национального контракта F.A.I.R.O. Это означает, что руку помощи находящимся на грани коллективного увольнения итальянцам должна протянуть их собственная страна, которая почему-то не спешит этого делать. 3 марта сотрудники подали заявления на получение пособий за вынужденный простой. Однако ответа от местных властей так и не последовало.
Подготовил Андрей Макаров, Рим