Иран предложил России идеи по противодействию санкциям США

Иран десятилетиями живет под плотным прессингом санкций, которые вводились США после Исламской революции 1979 года. Хотя они нанесли серьезный удар по экономике, Ирану удавалось поддерживать работу различных отраслей промышленности, в том числе авиации, и даже обеспечивать рост, например, - местного автопрома. Поэтому его опыт в чем-то может быть полезным и для России. Так, замглавы ЦБ Ирана Мохсен Карими рассказал, что уже предложил Москве идеи, которые помогут преодолеть американские рестрикции.
gettyimages

Одним из главных объектов санкций США стала гражданская авиация в Иране. Из-за введенных запретов Airbus и Boeing прекратили продажу самолетов в страну. Также были прекращены поставки туда современных двигателей и запасных частей, необходимых для надлежащего обслуживания самолетов. Это вынудило власти Ирана искать обходные пути для обслуживания авиапарка.

После введения санкций обслуживание самолетов Airbus и Boeing перешло в руки местных компаний. Для того, чтобы приобрести детали для ремонта, они вышли на черные рынки. Иранские авиакомпании создавали подставные корпорации в других странах и закупали продукцию на их имя. Кроме того, некоторые фирмы соглашались продавать Ирану свои подержанные самолеты. Осуществлялись и нелегальные поставки из США и Европы. В 90-е годы на иранский рынок вышли российские авиакомпании. На протяжении десяти лет они осуществляли авиаперевозки внутри страны. Впоследствии Иран даже закупил несколько российских самолетов "Туполева".

В результате авиасообщение в Иране не прекратилось, хотя свое отрицательное влияние санкции все же оказали. Одной из главных проблем стал стареющий авиапарк: средний возраст самолетов в Иране от 20 до 30 лет. Это влечет повышенные расходы на ремонт и топливо. Ситуация с импортными комплектующими негативно сказалась на авиационной безопасности, что находит отражение в статистике происшествий. Иранские авиакомпании занимают нижние строчки в рейтинге британской консалтинговой компании Skytrax, специализирующейся на гражданской авиации.

Санкции в машиностроении поначалу ударили по местному производству, импорту и экспорту автомобилей, так как часть иностранных компаний закрыла свои предприятия или прекратила работу с Ираном, включая Peugeot, Citroen, Renault, Volkswagen, Toyota, Nissan и Kia Motors.

Поэтому иранское правительство приняло решение стимулировать внутреннее производство. В частности, была временно ограничена реализация иностранных автомобилей под собственным брендом, что привело к увеличению выпуска продукции иранского автопрома. В последнее десятилетие 90 процентов автомобильного рынка в Иране принадлежит местным компаниям Iran Khodro и Saipa. Они не только поставляют автомобили на внутренний рынок, но и экспортируют их в Египет и другие страны Ближнего Востока.

После того, как в 2014 году на фоне прогресса в переговорах по сделке вокруг ядерной программы Ирана ослабло давление санкций, импорт автомобилей в Иран вырос в полтора раза. Французская компания Peugeot-Citroen вернулась на местный рынок и начала расширять производство моделей Logan и Sandero в стране. Несмотря на санкции, в Иране в течение последних десяти лет выпускалось около миллиона автомобилей в год. По этому показателю исламская республика находится на втором месте после Турции в Ближневосточном регионе. Иранские меры по преодолению санкций в машиностроении оказались успешными и обеспечили стабильное функционирование и даже развитие этой отрасли.

Взгляд из Италии

Антироссийские санкции ударяют не только по россиянам, но по и рядовым европейцам, работающим в российских представительствах за рубежом. Три десятка граждан Италии, которых связывают контрактные обязательства с компанией "Аэрофлот Италия", могут в ближайшие дни остаться без работы. "С 25 февраля счет представительства и личные счета сотрудников - подданных Италии - в одном крупном итальянском банке заморожены. Речь идет о 35 работниках в Риме, Милане, Венеции и Неаполе, которые не могут получить свою законную зарплату. Мы не понимаем, почему санкции в отношении России должны ударять по нам, итальянским гражданам. Это настоящий гром среди ясного неба!" - выразила свое негодование Джованна Фрунцио, координатор "Аэрофлота" в римском аэропорту Фьюмичино. По словам работников, их отношения с российской флагманской авиакомпанией регулируются в рамках национального контракта F.A.I.R.O. Это означает, что руку помощи находящимся на грани коллективного увольнения итальянцам должна протянуть их собственная страна, которая почему-то не спешит этого делать. 3 марта сотрудники подали заявления на получение пособий за вынужденный простой. Однако ответа от местных властей так и не последовало.

Подготовил Андрей Макаров, Рим