11.04.2022 12:33
    Поделиться

    Новый фильм "Бабушка": Как из темы старения сделали хоррор

    Сюзанна - успешная фотомодель, любимица парижских фотографов. Однако девушка вынуждена на время бросить работу, чтобы уехать в Мадрид, где ей предстоит ухаживать за немощной бабушкой. Постепенно становится понятно, что пожилая родственница не так проста, как могло показаться.
    kinopoisk.ru

    Пако Пласа, режиссер ленты, отметился как один из создателей "Репортажа" - довольно известной серии зомби-хорроров, снятых в жанре найденной пленки. Однако таких же громких успехов в карьере постановщика с тех пор не было, и новая картина едва ли претендует на условный "ренессанс" карьеры или ее второе дыхание. "Бабушка" - не хватающий звезд с неба ужастик, который тем не менее имеет свое очарование и пару удачных находок.

    Затрагивание темы постепенного увядания человека - не что-то неординарное для мирового кинематографа. "Отец" Флориана Зеллера, "Любовь" Михаэля Ханеке, "Все прошло хорошо" Франсуа Озона - первое, что всплывает в памяти. Обычно в таких драмах показывают пожилого человека, который из-за деменции или паралича постепенно теряет память, способность двигаться и тому подобное, и его родственников, которым приходится смириться, что некогда близкий человек с каждым днем становится все большей обузой. Но что, если из темы старения сделать хоррор? Про то, как к концу жизни можно превратиться в нечто такое, что даже человеком сложно назвать.

    И про этот страх состариться и стать немощным можно найти несколько примечательных ужастиков - от "Времени" М. Найта Шьямалана до "Реликвии" Натали Эрики Джеймс. Так что "Бабушка" не совершает никакой революции в плане высказывания на тему старения, но сам факт обращения к подобной проблематике выглядит довольно интересно и свежо для малобюджетного фильма ужасов категории В.

    Пилар - чьей внучкой приходится главная героиня - представляет собой сосредоточение всего жуткого, неприятного и попросту гадкого в картине. Она - 85-летняя старуха, у которой после удара помутился рассудок, утратилась речь, и тело оказалось частично парализовано. Создатели не церемонятся со зрителем, показывая "во всей красе" немощность и уродство бабушки, и из-за этого происходящее иногда напоминает боди-хоррор. Иссохшая кожа, покрытая складками; седые волосы, напоминающие мочалку; выступающие кости, которые, кажется, так и норовят выйти из тела. Добавьте к этому подгузники и жидкую пищу, которая даже смотрится убого, чтобы в голове полностью сложился портрет жалкого и замученного существа, которое отныне не владеет своей жизнью. Вера Вальдес, исполнительница роли, фактически играет живую куклу, которая может в редкие моменты посмеяться или что-то прошептать. Однако актрисе удается передать, что за этой отрешенностью от всего мира скрывается нечто, что верховодит всеми событиями, происходящими в фильме.

    Фото: kinopoisk.ru

    На контрасте смотрится Сюзанна в исполнении Альмудены Амор ("Самый лучший босс"). Милая, добрая, цветущая и попросту живая, и кажется, что у нее еще все впереди. Однако молодость девушки не вечна, и она уже начала клониться к закату, о чем говорят первые седые волосы и конкурентки, которых начинают охотнее звать на фотосъемку. Возможно, иногда сравнение бабушки и внучки подается слишком уж прямолинейно, однако у зрителя все равно остается неприятное ощущение: Пилар - это будущее, которое может ждать каждого. И ощущение неизбежности чего-то составляет основной ужас картины. Она не разменивается на скримеры или другие пугалки, хотя иногда позволяет себе такие дешевые приемы, как медленно открывающиеся двери. Вместо этого в ход идет постепенное нагнетание атмосферы и саспенса. Квартира, в которой проходят основные события ленты, из просторного и светлого жилища превращается в клаустрофобный лабиринт, из которого буквально невозможно выбраться. А сухонькая старушка неожиданно оказывается фигурой, сопоставимой с мрачным жнецом, который готовится взмахнуть своей косой и нанести последний удар.

    Фото: kinopoisk.ru

    Тут всплывает главный недостаток ленты. Она очень предсказуема. Это можно сравнить с детективом, в котором сразу понятно, кто убийца. Осталось лишь выяснить его мотивы. Создатели картины вместо того, чтобы обмануть зрителя или хотя бы чуть оттянуть момент разгадки, умудряются сами себе выстрелить в ногу, показав в начале сцену, которая без контекста выглядит странной, однако внимательный зритель тут же улавливает, по какому пути может пойти история. А потому концовка фильма вместо шока и удивления вызывает лишь одну реакцию - "ладно".

    Поделиться