11.04.2022 20:13
    Поделиться

    Радзиховский: Именно Сталин идеально подходил на роль Генсека

    Итак, 3 апреля 1922-го, на первом после XI съезда Партии пленуме ЦК, Сталин был избран Генсеком.

    Стенограммы пленумов ЦК, заседаний Политбюро (ПБ) не велись. Тем не менее, зная реальный баланс сил в ПБ, ясно, что такое назначение не мог предложить никто, кроме Ленина. Остальные члены ПБ (Троцкий, Каменев, Зиновьев, Рыков, Томский) и кандидаты (Бухарин, Калинин, Молотов) очевидно поддержали.

    Среди трех секретарей ЦК (два других - Молотов и Куйбышев) Сталин очевидно был самым влиятельным, даже без приставки "генеральный".

    Член Партии с 1898-го, член ЦК с 1912 г., член ПБ с момента создания этого органа (1919). С 1917-го - член Совнаркома, нарком национальностей, с 1919-го еще и нарком госконтроля - РКИ. В годы гражданской войны - член Реввоенсовета (РВС) основных фронтов, член РВС Республики, единственный - кроме Троцкого - член ПБ, награжденный орденом Красного Знамени. Что касается личных качеств "чудесного грузина" (определение Ленина), то они слишком известны, чтоб о них много говорить.

    Так что лидерство Сталина в секретариате ЦК было столь же очевидным, как лидерство Ленина - в Партии и ЦК. Но в 1922 г. казалось, что между лидерством в аппарате ЦК и лидерством в Партии - пропасть. Сталин был малоизвестен в стране, а в самой Партии не считался "теоретиком" (обязательный атрибут Вождя в то время!). На слуху были другие имена: Троцкий - практический организатор Октябрьской Революции, создатель Красной Армии, лучший оратор и публицист Партии; Зиновьев - председатель Коминтерна (Мировая Революция!), руководитель Петрограда; Каменев - председатель Моссовета, заместитель Ленина в Совнаркоме; наконец Бухарин - главный редактор "Правды", имевший репутацию "выдающегося теоретика".

    Лидерство Сталина в секретариате ЦК было столь же очевидным, как лидерство Ленина - в Партии и ЦК

    Написаны тысячи книг - научных, публицистических, беллетристических, вплоть до детективов - о том, с помощью каких интриг Сталин сумел последовательно обойти всех своих соперников, заключая альянсы с одними против других (с Каменевым-Зиновьевым - против Троцкого, с Бухариным - против Каменева-Зиновьева) и отбрасывая вчерашних союзников как отработанный материал, как только они сыграли свою роль. "Сталинская диалектика" движение к Вершине Власти по спирали - хорошо изучены. В мистифицированно-конспирологическом изложении этот "Краткий курс мифологии ВКП (б)" десятки лет вбивался в головы советского народа. Пересказывать всю эту "историю Ричарда III" в статье нет ни необходимости, ни возможности.

    Хочу сказать о другом - об ОБЪЕКТИВНОЙ неизбежности победы Генсека над любыми соперниками и о ЕСТЕСТВЕННОСТИ именно Сталина - в роли Лидера Партии.

    Генсек был обречен победить потому, что СССР был не обычной диктатурой или тиранией - военно-полицейской или монархической. Ленин создал - впервые в Истории - Идеологическое Государство, стержнем которого была светская религия, а ее физическим воплощением - Новая Церковь, "орден Меченосцев" (Сталин), т.е. Партия. Не случайно крах и распад СССР произошел тогда и только тогда, когда была "развенчана", десакрализирована эта религия, из Партии вынули главную скрепу - Веру в ее Идеологию. "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно" (Ленин). Великий "исторический хитрец", как всегда, не сказал главного. Учение Ленина было всесильно - до тех пор пока ВЕРИЛИ в его истинность, "историческую верность". Как только верить открыто перестали - "заклятье" потеряло силу. Поэтому именно Партия была магнитом, который держал махину Государства - идеологически притягивал и организационно скреплял, так как именно Партия, ЦК, назначала и снимала всех высших чиновников, номенклатуру во всех сферах.

    Ну, а изнутри сама Партия держалась своей Вертикалью - "внутренней Партией", аппаратом, во главе которого стоял Главный Жрец, соединяющий Власть идеологическую и административную. Их разделение де-факто произошло только после Сталина, что и стало началом конца Веры и Идеологически-административной Системы.

    С другой стороны, именно Сталин идеально подходил на роль Генсека. "Самая выдающаяся посредственность нашей Партии", сказал о нем Троцкий. Мастер афоризмов, вероятно, сам не понял смысл своих слов. Сталин, понятно, "посредственностью" в личном плане никак не был. А вот Лидером посредственностей - партийной бюрократии - был.

    Именно Сталин идеально подходил на роль Генсека

    Начиная с происхождения, "люмпен" Сталин был "генетически" и "эстетически" куда ближе к "широким партийным массам", чем ленинское интеллигентски-разночинное, а то и просто дворянское (Красин, тот же Куйбышев) окружение. Ленинская номенклатура была по происхождению "промежуточной" между дореволюционной, дворянски-интеллигентской и новой, собственно советской. Троцкий, Каменев-Зиновьев представляли этот "ленинский этап" эволюции номенклатуры, Сталин и его окружение (Молотов, Ворошилов, Каганович) - новый слой, "диктатуру пролетарской номенклатуры". Понятно, что в "рабочем государстве" именно они были "высшим этапом", были обречены на "социальную победу".

    "Все неясное стало ясным. Множество людей с веревочными усиками и королевскими бородами... внезапно посыпались в сторону и на передний план, круша всех и вся, выдвинулось белоглазое ветчинное рыло с пшеничными бровями и глубокими ефрейторскими складками на щеках". Это - не личный, а обобщенный портрет новой победоносной номенклатуры, неизбежно победившей и сожравшей по закону социал-дарвинизма старую "революционно-интеллигентскую номенклатуру". И то, что их лидером стал "последний революционер - могильщик Революции" Сталин - так же закономерно, как и диалектично.

    Поделиться