Это объясняется просто. Все стратегическое руководство ВСУ планируется и осуществляется в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Офицеры ВСУ являются только исполнителями той стратегии, которую для них разрабатывает Североатлантический блок. Стратегический замысел, который закладывался для ВСУ перед операцией на Донбассе, заключался в изматывании российских войск в наступательных действиях. С точки зрения натовских стратегов, наша армия должна была надолго завязнуть в изматывающих боях в ходе взламывания укрепленных оборонительных позиций ВСУ на Донбассе. За основу этой тактики была взята концепция сетецентрических войн. Они предполагали, что наши войска будут наступать только со стороны Донбасса. На всей территории, по которой должно было проходить предполагаемое российское наступление, было создано огромное количество складов вооружений, военной техники и горючего. Украинская армия отступала бы на подготовленные позиции и тут же пополняла бы свой комплект. Российские войска, в свою очередь, столкнулись бы со сложной логистикой транспортных перевозок боеприпасов, военной техники и ГСМ. Это при норме расходов снарядов за один день делало бы эту задачу достаточно затратной.
Второй тактический прием - создание по ходу движения нашей армии городов-крепостей, где мирные жители являлись бы "живым щитом". Этой тактикой они будут пользоваться и впредь, зная основной посыл Минобороны России о том, что Российская армия не воюет с простым населением Украины.
В свою очередь российская тактика предполагает несколько фаз. Первая - создание сухопутного коридора от Донбасса до Крыма. Это должно было в первую очередь обеспечить оперативную переброску войск с полуострова в ЛНР и ДНР, а также обеспечить доставку грузов как гуманитарного, так и военного характера. Кроме того, в задачи первой фазы входило разблокирование Северо-Крымского канала, а также взятие под контроль Херсонской области, чтобы избежать ударов по Крыму. Также в задачи первой фазы входила стратегия ввода российских войск на максимально широком фронте - от Одессы до Чернигова. Это нужно было, чтобы сковать резервы украинской армии и не допустить оперативной переброски подразделений ВСУ в ДНР и ЛНР. С одной стороны, эта тактика спутала планы натовского и украинского руководства, которые ожидали удара только с одного направления. Благодаря этой тактике была вскрыта вся система складов вооружений и ГСМ на Донбассе. ВСУ, не имея возможности подвозить оружие, технику в зону боевых действий из других регионов, вынуждены пользоваться тем, что находится под рукой. Наша разведка это отслеживает, затем наносит удары высокоточным оружием, тем самым обескровливая врага. Столкнувшись с массированными ударами российского высокоточного оружия и авиации, ВСУ перешли на тактику рассредоточения войск. То есть войска не концентрируются в одном месте, а создаются батальонные тактические группы, в состав которых приданы все виды вооружений. Такие группы более подвижны, могут оперативно перемещаться в заданные районы, а также быстро рассредотачиваться в случае предполагаемого удара. Много тактических элементов перешло на Украину из опыта военных действий в Сирии. Там, как известно, также командовали американские инструкторы, так что удивляться не стоит. В частности, сейчас ВСУ также переходят на тактику действий разведывательно-диверсионных групп, которые передвигаются на внедорожниках с установленными на них минометами или крупнокалиберными пулеметами. Эта тактика в первую очередь основана на применении разведданных. НАТО обеспечивает такие группы данными космической разведки. Группа выходит в определенную точку, где, по данным разведки, идет наименьшая активность, наносит удар. Затем моментально уходит в безопасное место. Эта тактика носит название "тысячи уколов". Понятно, что для серьезной войсковой группировки кочующие минометы не представляют серьезной опасности. Однако такой тревожащий огонь держит войска в постоянном напряжении. Наша армия научилась противодействовать этой тактике еще в Сирии. Здесь на первое место выходят действия наших разведподразделений. Они должны выявлять места, в которые такие группы уходят для пополнения припасов и горючего, и затем корректировать по ним огонь.
Подготовил Александр Степанов