Специально для "Российской газеты" политический кризис в Пакистане прокомментировал доктор исторических наук, профессор, заведующий Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Вячеслав Белокреницкий:
- На данный момент политическая ситуация в Пакистане зависит от решения Имрана Хана и его партии "Пакистан Техрик-е-Инсаф" ("Пакистанское движение за справедливость (ПДС)") - покинуть национальное собрание или остаться в парламенте. Судя по прессе, в рядах партии наметился раскол. Одна часть ее руководства, в частности бывший министр информации Фавад Чодри, стоит за немедленное сложение своих полномочий всеми членами партии, что означало бы, скорее всего, переход к непарламентской, уличной борьбе. Эта радикальная точка зрения опирается на то, что после отстранения Хана от власти множество людей вышли на улицы. Состоялись демонстрации в крупных городах, и особенно на северо-западе, в пуштунских районах, где партия Хана имеет крепкие позиции. Это дает радикалам повод думать, что, выйдя за стены парламента, они добьются больших результатов. Другие члены партии, такие как бывший министр иностранных дел Шахом Махмудом Куреши, заявляют о необходимости провести консультации, чтобы решить: подавать ли партии заявление о выходе из парламента или остаться в нем. Куреши говорит, что все будет зависеть от решения Хана: как он решит, так они и сделают. Из некоторых сообщений в прессе следует, что Хан уже решил покинуть парламент.
Если это так и Имран Хан окончательно выведет партию из нижней палаты парламента, то это будет означать серьезное обострение внутриполитической ситуации, громкие заявления лидеров о том, что новое правительство состоит из продажных, коррумпированных, управляемых из-за рубежа людей. Если ситуация пойдет по этому пути, то Пакистан ждут массовые волнения, уличные манифестации, возможен рост насилия и террора и в конечном счете - вмешательство армии, которая "будет вынуждена" навести порядок.
В случае если оппозиция в лице партии бывшего премьера все же останется представленной в парламенте, то обстановка, по-видимому, нормализуется. Новое правительство во главе с новым премьером Шахбазом Шарифом продержится недолго. По конституции оно может оставаться у власти еще только 15 месяцев, т. е. до срока истечения полномочий выбранного летом 2018 года парламента. А с учетом конституционной нормы о формировании за три месяца до выборов переходного кабинета с задачей организации выборов - лишь 12 месяцев. Мало того, большинство в Пакистане считает, что правительство Шарифа не продержится и столько времени: оно, вероятнее всего, поведет дело к досрочным выборам через 6-9 месяцев.
Если бы выборы были проведены сейчас, т. е. через конституционные три месяца, то партия И. Хана, очевидно, победила бы со значительным отрывом. Но в случае проведения выборов осенью или зимой их исход определить сложнее. Дело в том, что четыре года правления кабинета, возглавляемого Ханом, не дали Пакистану того, на что люди рассчитывали. Экономическое положение оставалось тяжелым при медленном росте ВВП, падении реальных доходов, высокой инфляции. Деловые круги испытывали недовольство ввиду нестабильного обменного курса национальной валюты - пакистанской рупии. Еще в середине 2010-х годов доллар США можно было купить за 100 рупий, а затем местная валюта стала падать в цене, причем особенно быстро в последнее время - до 170, а теперь и до почти 190 рупий. Все это снижает популярность Хана среди средних слоев населения.
Отсюда главная задача нового правительства - хоть ненамного, но улучшить экономические показатели, навести порядок в финансово-экономической сфере, повысить, в частности, долю собираемых в казну прямых налогов. Если правительству Шарифа удастся стабилизировать экономическую ситуацию, популярность Хана будет со временем снижаться. Но даже и в этом случае он, по моему мнению, может победить на выборах, играя на распространенных в Пакистане популистских настроениях.
Особо следует сказать о роли пакистанской армии. Она сыграла, по всей видимости, большую роль в нынешней ситуации. Конституционный кризис развивался бы иначе, если бы не молчаливая поддержка оппозиции со стороны армии и ее главы, начальника штаба сухопутных войск генерала Камара Джаведа Баджву. Военное руководство (армия) и гражданское в лице Имрана Хана, судя по итогам, разошлись в подходе к внешнеполитическим делам. Пакистанская армия заинтересована в поставках американского оружия. Хан, следуя политике предшествующих гражданских правительств, пытался сохранить тесные связи с Китаем и более активно, чем предшественники, использовал возможность углубления отношений с Россией. Флагманом крепнувшего при нем российско-пакистанского партнерства стал проект сооружения с российской помощью протяженного трубопровода для прокачки сжиженного природного газа от главного порта Пакистана Карачи до крупнейшего промышленного центра на севере страны Лахора. Договор о строительстве "Пакистанского потока" был уже на грани подписания, оставались формальности, для обсуждения которых, в частности, Имран Хан запланировал свой визит в Москву. 23-24 февраля он посетил Россию и провел переговоры с В. В. Путиным.
Все это вызвало сначала подспудное недовольство, а потом и открытое противодействие со стороны США. Вашингтон не заинтересован ни в прокитайской, ни в пророссийской политике Исламабада. Американцы отговаривали Хана от поездки, но тот их не послушал. Эти вопросы выплыли на поверхность, когда решалась судьба правительства Хана. Можно сказать, что оно ушло в отставку под давлением критики со стороны кругов, несогласных с таким внешнеполитическим поворотом Исламабада.
Между тем перспективы отношений России и Пакистана в стратегическом плане остаются благоприятными. Заинтересованность Пакистана в газовом проекте с Россией велика. Пакистан зависим от импорта энергоресурсов. Даже если правительство Хана не возобновит свою деятельность, пакистано-российские связи будут динамично развиваться. Нужно иметь в виду, что общественное мнение в Пакистане настроено в пользу хороших отношений с Россией и одновременно очень критически настроено к США и их политике в отношении Пакистана. Нынешнее правительство Шахбаза Шарифа в силу конъюнктурных политических причин, возможно, не будет сохранять как приоритетную цель сохранение тенденции к установлению тесных связей с Россией, но и нарушать имеющиеся договоренности оно тоже не будет.
Варианты развития ситуации в Пакистане - от самого радикального (военный переворот) до более-менее нормального. Мне представляется более вероятным решение Имрана Хана в пользу сочетания парламентской и внепарламентской борьбы, но безусловно одно - он будет добиваться того, чтобы выборы состоялись, и как можно быстрее.
Думаю, что США едва ли смогут добиться серьезного ослабления пакистано-китайских отношений. Годы пребывания Имрана Хана у власти не были настолько успешными в плане развития экономических связей с Китаем, как предшествующие пять лет правления Наваза Шарифа (брата нового премьер-министра) и его партии "Пакистанская мусульманская лига". Именно при правлении этой партии началось выполнение грандиозной по масштабам инвестиций (свыше 60 млрд долларов) программы под названием "Китайско-пакистанский экономический коридор". По некоторым сведениям, в Пекине не были слишком довольны тем, что делал Имран Хан в плане реализации этой программы. Думается, что, не покушаясь на пакистано-китайские взаимосвязи, американцы в первую очередь были раздосадованы именно пророссийским уклоном Хана, а не прокитайским. Американцы не могут заместить китайское влияние в Пакистане: Вашингтону просто не хватит средств, чтобы сделать то, что обещает Китай сделать для Пакистана.
На мой взгляд, нынешняя ситуация в Пакистане - это тактический, а не стратегический кризис.