20idei_media20
    12.04.2022 20:07
    Рубрика:

    На каком языке говорят российские школьники

    Каждый десятый российский школьник постоянно использует ненормативную лексику. Треть это делают, когда не находят подходящих слов, чтобы выразить свои эмоции, а 11,6 процента юных респондентов - когда на душе очень плохо. Это данные опроса, проведенного Ассоциацией учителей литературы и русского языка. Они были обнародованы на круглом столе в Российской академии образования. В исследовании приняли участие более двух с половиной тысяч школьников и студентов от 8 до 19 лет.
    Наталья Пьетра
    Наталья Пьетра

    Последний неровный процент особенно тревожит специалистов, поскольку говорит о том, что ребята часто остаются один на один с серьезными психологическими проблемами. К тому же исследование показало: дети, в отличие от взрослых, испытывают дискомфорт, когда посылают кого-нибудь "далеко и надолго".

    - Когда мы спросили детей, что о них думают окружающие, 62 процента ответили: "Я невоспитанный, необразованный, малокультурный". Значит, прекрасно осознают, что делают что-то недозволенное, - комментирует профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. Герцена Людмила Дудова.

    Но оставим пока в покое азы подростковой психологии, из которых ясно, зачем недорослю нужно шокировать окружающих зелеными волосами и специфическим сленгом. Просто прислушаемся к детям. "Зачем ты ругаешься матом?" - "Так я чувствую себя большим. Так говорят в СМИ и интернете. Так говорят дома"... Они как будто иронизируют над нами. И имеют полное право, поскольку, по данным ВЦИОМ, 70 процентов взрослых матерятся. Мало того, почти 20 процентов школьников принесли мат из дома.

    Большинство опрошенных учителей убеждены: нецензурные слова в школе - уже не просто лингвистическая, а социальная проблема. Беда в том, что использование таких выражений перестало восприниматься как что-то из ряда вон. Посмотрите на учениц: ни один мускул на лице не дрогнет, когда рядом выстраивают трехэтажные рулады одноклассники. А некоторые девочки могут и конкуренцию составить.

    - В сознании юного человека разрушилось представление о норме: идеологической, стилистической, а часто и о нравственной, - убежден руководитель Центра русского языка и славистики РАО Сергей Богданов. - Дети не ругаются матом. Они, увы, на нем разговаривают. Недалеко до того, чтобы начать и думать на запретном языке.

    20 процентов школьников принесли мат из дома. Важно создать в обществе "немоду" на мат

    Размышляя о размытости стилистических границ в публичных выступлениях, известный филолог, преподаватель филфака СПбГУ и научный руководитель интернет-портала "Культура письменной речи" Светлана Друговейко-Должанская привела в пример две песни одного популярного у молодежи исполнителя. Обе о любви. Первая - о большом и серьезном чувстве, но с нецензурными словами. Вторая - на стихи Марины Цветаевой, но в саркастической манере. По мнению лингвиста, нас хотят убедить, что поэтическим словам не хватает эмоций, чтобы говорить о такой глубине, а мат уже не воспринимается как ругательство.

    Что греха таить, русисты обожают поговорить об обсценной лексике. Это действительно огромное поле для исторических изысканий. Однако хочется все же снизить пафос утверждения, что мат - чуть ли не уникальное национальное достояние.

    - Это заблуждение. Все эти конструкции есть во всех языках мира, - заявил профессор филфака СПбГУ Валерий Мокиенко. - Впрочем, процитирую классика: "Брань неискоренима". Помните Ильфа и Петрова и короткое слово, которое было написано на бюсте Жуковского? Его стирали, но слово появлялось вновь.

    Что же делать? С подростками запреты не проходят, тут только убеждение.

    - Действовать по принципу: давайте выучим те слова, которые не надо произносить? Ну это не для здравомыслящих людей! - считает профессор Рязанского госуниверситета им. Есенина Юлия Южакова.

    Оградить детей от всех ресурсов, где можно научиться этим словам, тоже не получится. Они знают, куда "сходить" за этим, лучше нас. Наверное, единственное правильное решение - четко расставить границы: то есть растолковать детям, в каких ситуациях возможно употребить крепкое словцо, а где это исключено. А еще создать в обществе "немоду" на мат. Должна быть культура брани, хотя сама по себе брань бескультурна. Вот такой парадокс.

    Кстати

    Победителем конкурса "Детвора", который много лет проходит под эгидой лицея N 5 в Волгограде, стал ролик, где рассказывается, как общаются современные школьники. Очень остроумный автопортрет, а также пародия на язык взрослых. На видео две сестры: одна использует только сленг, другая сыплет канцеляритами.

    Итак, младшая говорит по телефону:

    - Прикинь, у меня родаки на фазенду свалили. Но оставили надзирателем олдсистер, не варик с вами. Сорян, подруга.

    Появляется старшая:

    - Так-то ты готовишься к контрольной? Принимая во внимание твое неудовлетворительное знание математики, ты должна надлежащим образом повышать свою компетенцию в данном предмете.

    - Вот умеешь ты, Саша, убить вайб и обломать чилл...

    Поделиться: