Это простой, линейный - то есть последовательный, без режиссерских кунштюков рассказ о материях элементарных и необходимых, но вдруг оказавшихся в дефиците. О чести и честности. О родительском долге. О блудном сыне. Картина предельно внятная, по авторскому посылу и условности близкая к притче, по жанру - к семейной комедии, согретой тем, что режиссер фильма - внук ведущей актрисы.
Евгений Ткачук здесь в роли мэра уютно тонущего в снегах городка. Телевидение мэра превозносит - готовится к близким выборам-перевыборам. Проиграть мэру нельзя: под суд пойдет не только он, но и его помощники в мэрии, и все местное полицейское начальство, а его нажитые непосильным трудом угодья переформатируют в детские сады и ветеранские госпитали. Об этих угодьях увлеченно рассказывают народу добровольные расследователи в интернете.
Папа и мама такого мэра уже устали слушать проклятья в адрес сыночка - народ характеризует его словами, какие по телевидению всегда запикивают. И они принимают решение, которое приведет весь фильм на грань ненаучной, но наглядной фантастики: запирают его в зарешеченной комнате, чтобы исчезнувший мэр не смог переизбраться. Кормят через решетку, выгуливают на цепи, раздобыв для этого приспособленный к морозу полноразмерный детский комбинезончик.
Разъяренный мэр, конечно, бушует, но дни бегут быстро, и захватившие его террористы снова обернутся папой и мамой, которые, бывало, ставили сына в угол. Воспоминания о тех невинных денечках сделают свое дело. И заодно откроют родителям некоторые тайны о том, насколько безоблачное детство было невинным, и из каких забав растут сомнительные житейские философии.
Чем дальше движется действие фильма, тем оно невероятнее, а чем невероятнее, тем нам лучше: на экране удовлетворяются наши самые сокровенные желания. Реализуются наши мысли по поводу данного общественного явления. Финал будет совсем фантастическим, но сказка, как известно, и ложь, и урок.
И я не стану здесь рядиться в эстета, который найдет в нарочито простодушной картине много поводов для злого остроумия. Такое кино хочется смотреть с открытой душой - оно обезоруживает уже тем, что точно угадывает настроения своего времени и выражает их, в сущности, тем же языком детских песен советской поры, которые составили его саундтрек. Так сказать, солнечный круг, небо вокруг, кто бы спорил! Это кино вернуло своего зарвавшегося героя в его детство и так напомнило о забытых многими фундаментальных истинах, на которых и стоит земля.
Такой фильм целиком полагается на актеров. На Алису Фрейндлих и Александра Адабашьяна, как на море, можно смотреть бесконечно. Абсолютно ненормальная органика обоих недостижима для большинства их коллег - здесь нет ни грана "игры", притворства, "двойного существования", и любому сумасбродству их персонажей безоговорочно веришь. Совершенно ясно, кто в этом дуэте ведет партию первой скрипки, но столь же ясно, что во всем живет и всем правит настоящая, преданная, многолетняя любовь. Евгений Ткачук, актер совсем другого поколения, вписывается в это трио без зазоров и фальши. В героине Ольги Медынич - мэрской супруге - легко угадываются многие примелькавшиеся на ТВ персонажи. И даже эпизодический артист Владимир Сычев безукоризненно играет смышленые глазки коррумпированного и потому трусливого полицейского чина. Наконец, нетипичный для наших дней метраж картины. Зрители 21-го столетия привыкли запасаться бортпайком в виде коки и попкорна на все два, а то и три часа томительного действа. Здесь эти муки не понадобятся: фильм хоть и выразителен, но лаконичен: как это бывало во времена Чулюкина, Рязанова и Гайдая, он закончится раньше, чем вам придет в голову посмотреть на часы.
Фильм на экранах кинотеатров с 14 апреля.