Кострома начнет выпуск новых катеров

На костромском судомеханическом заводе завершают строительство нового цеха и обновляют оборудование, а ярославская "Компания Дизель" переходит на российские материалы и двигатели.
Иван Фадеев

По информации администрации Костромской области, судомеханический завод выпускает более 50 видов водометных катеров различного назначения: служебные, прогулочные, пассажирские, скоростные, пожарные, буксирные. В том числе для ФСБ, МВД, МЧС, специальных и спасательных служб, а также для Министерства обороны.

Кроме того, завод производит уникальные комплектующие: водометные движители и винторулевые колонки. Водометные движители - это единственно возможное решение для передвижения на мелководье, а винторулевые колонки нашли применение на буксирно-моторных катерах, но также могут устанавливаться на судах других типов.

Реализация инвестиционного проекта расширения производства началась на предприятии в прошлом году. Строительство нового цеха уже завершается, закуплено оборудование. Все это позволит заводу осваивать выпуск новых видов судов. Причем благодаря ставке преимущественно на отечественные комплектующие завод сможет развиваться, увеличивать производство и выпускать новую продукцию, несмотря на санкции.

- Есть потребности рынка. В мае планируем завершить строительство нового цеха по обстройке катеров, где наши изобретения будут совершенствоваться, можно так сказать. То, что область идет нам навстречу, предоставляя льготы по налогам на землю и имущество, нам очень помогает, - сообщил председатель совета директоров предприятия Андрей Смирнов.

По словам директора департамента экономического развития Костромской области Александра Свистунова, вопросами импортозамещения руководство завода занялось "не вчера и не сегодня".

- Эти процессы длятся уже многие годы. Сегодня они подошли к тому, что по отдельным своим изделиям до 95 процентов в структуре всех комплектующих - это отечественное производство, отечественное сырье. У судомеханического завода в этом плане большие преимущества и перспективы, - считает глава департамента.

На российские материалы и двигатели переориентируется и ярославская "Компания Дизель", создающая на недавно открытой производственной площадке инновационные катера из полиэтилена низкого давления для охотников, рыбаков, МЧС, рыбоохраны и в качестве прогулочных судов.

- Я лично уверен, что ситуация с отказом части поставщиков от нашего рынка будет благоприятствовать созданию хороших отечественных продуктов, - говорит директор предприятия Андрей Шепеляев. - Сейчас у нас меняются логистические цепочки, поставщики, но в целом мы нацелены пройти эту ситуацию с наименьшими потерями. Мы никого не сокращаем, зарплаты не урезаем. В первую очередь стараемся сохранить трудовой коллектив, который создали, каждый специалист для нас ценен.

В компании рассказывают, что для корпусов катеров вместо немецкого полиэтилена подобран отечественный материал, не уступающий по качеству импортному аналогу. Его выпускают в Тольятти. Меняет предприятие и поставщиков двигателей. Рассматриваются два варианта: двигатель 530-й серии ПАО "Автодизель", дополненный водометом от Костромского судомеханического завода, а также 300-сильный дизельный оппозитный двигатель гаврилов-ямского завода "Агат", который сейчас находится на стадии опытной эксплуатации. Он весит 200 килограммов и изначально разрабатывался для легкомоторной авиации, но, пояснили в "Компании Дизель", есть вариант перестроить его под катера, также оснастив водометом.

Прямая речь

Максим Авдеев, заместитель председателя правительства Ярославской области:

- Наши предприятия оперативно решают вопрос с заменой импортных компонентов для своей продукции, поставки которых сейчас прекратились. Вариантов здесь три: перенаправление потока грузов через другие страны, поиск альтернативных зарубежных поставщиков либо выстраивание контактов с отечественными производителями и выход на полное импортозамещение. Не всем еще удалось снять проблему, но руководители промпредприятий сегодня выражают уверенность в том, что эти задачи будут решены. В Ярославской области достаточная технологическая база для поиска поставщиков. Многие предприятия в регионе готовы производить импортозамещающую продукцию. Это очень важно для усиления внутрироссийской и внутрирегиональной кооперации.