12.04.2022 11:43
    Поделиться

    Почему объекты придорожного сервиса могут оказаться недоступными

    Для путешественника в дальней поездке на автомобиле придорожный сервис - это, без преувеличения, надежда и опора. Благодаря развивающим его бизнесменам и перекусить в дороге можно, и переночевать, продуктами запастись, шину подкачать, бак заправить, да и неполадку в машине устранить, если вдруг такая неприятность случится. Вот только в ближайшей перспективе придорожных кафе, магазинов, гостиниц, СТО и так далее на федеральных трассах М-8 "Холмогоры" и Р-132 "Золотое кольцо" может стать меньше или к ним невозможно будет подъехать - если владельцы всех этих объектов не найдут миллионы на обустройство "правильных" подъездов и примыканий к своим предприятиям.
    Антон Вергун/ ТАСС

    Отбойник на пути

    К единственному магазину в селе Новом, что в Переславском районе, большегрузные автомобили не могут подъехать с октября 2021 года - из-за установленного дорожниками ограждения. До этого дальнобойщики могли здесь не только купить что-то нужное в дорогу, но и перекусить в пункте быстрого самообслуживания пирожками и шаурмой. Сейчас это все закрыто, потому что поток основных клиентов иссяк.

    - Наш магазин - единственный в округе. Но все равно арендаторы съехали, потому что им стало невыгодно торговать, - рассказывает владелец торговой точки Александр Белов. - Если раньше и дальнобойщики здесь могли останавливаться, и легковым автомобилям было удобно подъехать, то сейчас людям приходится парковаться где придется. Например, на противоположной стороне трассы, а потом перебегать через нее и перелезать через ограждение, установленное у торговой точки.

    Александр рассказывает, что магазин был приобретен у райпо (районного потребительского общества. - Прим. ред.) в 2018 году. Само же здание построено в 1962-м, а прилегающая к трассе территория всегда была открыта и служила стоянкой для транспорта. Жители Нового, которых около 500, а также всех окрестных деревень отовариваются здесь всем необходимым, потому что ближайшая торговая точка находится в восьми километрах в одну сторону и в шести - в другую. Они так боятся и переживают, что магазин вообще закроется, что недавно обратились к ярославскому бизнес-омбудсмену с просьбой помочь его сохранить.

    - Когда я покупал магазин у райпо, он уже год с лишним не работал и люди намучились, - понимает тревоги жителей бизнесмен. - С нового арендатора мы даже арендную плату не будем брать, пока идут все эти разбирательства. Иначе и он уйдет.

    По предварительным прикидкам, сделанным еще до повышения цен, обустройство примыканий к объекту Белова должно было обойтись минимум в шесть миллионов рублей. Плюс проект.

    "Где бы деньги взять?"

    Владельцам комплекса, расположенного в двух километрах от Ростова Великого и состоящего из кафе, банкетного зала и небольшой гостиницы, необходимо раскошелиться еще серьезнее - с их слов, по старым ценам работы по обустройству съездов и примыканий оценивались примерно в 18 миллионов рублей.

    - Нам надо сделать две переходно-скоростные полосы, потому что мы находимся вне населенного пункта, осветить их и потом обслуживать, ремонтировать и так далее. Где бы эти деньги взять? У нас все заведение столько не стоит! Хотели было взять кредит, да посчитали, что платить по нему еще наши внуки будут, и отказались, - оценивает масштаб работа и свои финансовые возможности владелица комплекса Галина Тарабукина.

    Женщина рассказывает, что их семейному бизнесу уже 15 лет. Но проблемы начались примерно два года назад.

    - Когда мы строили комплекс, естественно, оформляли все необходимые документы, в том числе о подъезде к нашему объекту с трассы, и в те времена это было уже очень дорого. С тех пор делаем своими силами что можем: территорию облагородили, частично заасфальтировали, освещено все. У нас останавливаются много туристов, есть подъездная площадка, машины ночуют, как-то все уже налажено (съезды с трассы к комплексу и площадка для большегрузного транспорта указаны на Яндекс- и Гугл-картах. - Прим. ред.). Но два года назад управление дороги "Холмогоры" стало нас забрасывать требованиями сделать переходно-скоростные полосы в соответствии с существующими сейчас нормативами. Мы должны все построить до 1 октября, в противном случае подъезд к нам будет перекрыт. А в нашем комплексе находится еще и дом, где живет наша семья. То есть мы даже к своему дому подъехать не сможем, - переживают бизнесмены.

    Ради безопасности

    На запрос "РГ" в управлении автомагистрали Москва - Архангельск (ФКУ Упрдор "Холмогоры") ответили, что занялись приведением трассы в нормативное состояние, в том числе в границах объектов дорожного сервиса, с января 2015 года, когда участок М-8, проходящий по территории Ярославской области, был закреплен за организацией на праве оперативного управления.

    Отметим, что отрезок Ярославль - Кострома, ныне входящий в состав трассы Р-132 "Золотое кольцо", тогда тоже был частью М-8 с уточнением: "Подъезд к Костроме".

    Дорожники поясняют, что цель этой работы - обеспечение безопасности дорожного движения. Поэтому, согласно федеральному закону об автомобильных дорогах N 257-ФЗ, объекты сервиса должны быть оборудованы стоянками для транспорта, подъездами, съездами, примыканиями к трассам (то есть отдельными дорогами к кафе и гостиницам), а магистрали возле этих объектов обязаны иметь переходно-скоростные полосы, другими словами - полосы торможения и разгона.

    Причем тот же закон обязует строить все это самих владельцев придорожного бизнеса, а закон о безопасности дорожного движения N 196-ФЗ провозглашает приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

    - Принимая во внимание, что обязанность обустройства примыканий переходно-скоростными полосами к объекту сервиса законодательно закреплена за его владельцем, а стоимость таких работ велика, управление в течение шести лет не ограничивало доступ к ненормативным объектам, позволяя их владельцам выполнять работы по обустройству примыканий постепенно, начиная с проектирования, - сообщил и. о. начальника ФКУ Упрдор "Холмогоры" Павел Кудряшов.

    Однако, по его словам, эти работы выполнили "владельцы единичных объектов", из-за чего в июле 2021 года в адрес остальных были направлены требования выполнить все то, что требует закон.

    - Из 23 владельцев объектов придорожного сервиса Ярославской области, в чей адрес были направлены требования, 10 занимаются проектированием капитального ремонта примыканий к их объектам и сообщили, что летом 2022 года приступят к реализации проектных решений. Доступ к остальным объектам сервиса, владельцы которых отказались от приведения их в соответствие с требованиями нормативно-законодательной документации, планируется ограничить в 2022 году, о чем владельцы уведомлены в марте этого года, - добавил Павел Кудряшов.

    Не подвинуть ли дом?

    Между тем шестью годами на раздумья располагали отнюдь не все бизнесмены, оказавшиеся сегодня в сложной ситуации. Тот же Александр Белов купил свой магазин в 2018 году и требований от дорожников не получал, потому что они были адресованы... райпо.

    - Оказывается, направлялись какие-то письма, но они были адресованы райпо, мы их не получали. Когда начали разбираться, выяснилось, что кто-то кому-то их оставлял в магазине. Но такие уведомления посылают заказным письмом на имя собственника, а не оставляют "кому-нибудь", - объясняет мужчина. С его слов, он выразил готовность начать проектные и строительные работы, чтобы, например, за два года сделать все как требуется, но дорожники на это не пошли.

    - Не захотели даже общаться. Сказали: поздно, мы вас уже перекрываем, - недоумевает Александр.

    Арендатор кафе в Переславском районе Галина Миронова рассказывает, что ряд объектов, к которым въезд перегородили, уже закрылись.

    - У каждого предпринимателя ситуация разная. Но вот у нас - общественного питания - она очень непростая: мы из-за ковида девять месяцев в 2020 году не работали вообще, до сих пор на ноги не можем встать, а сейчас еще такой резкий скачок цен на продукты и все прочее. Мы практически в минусе сейчас. Если подъезд нам перегородят, тоже придется закрываться. Дорожники уперлись в статьи закона, которыми они руководствуются, не подходя индивидуально к каждому. Это большая ошибка, на наш взгляд, - считает бизнесвумен.

    Причем индивидуальный подход, по мнению предпринимателей, нужен не только в силу разной экономики предприятий сервиса, но и из-за особенностей расположения их на местности. К примеру, владелице одного из кафе, рассказывают они, для обустройства переходно-скоростной полосы у своей точки общепита надо... подвинуть свой собственный дом и еще пару домов соседей.

    И подчас получается, что за строгим и буквальным соблюдением нормативных требований тот самый "приоритет жизни и здоровья граждан" вроде уже и не виден. Как получилось на трассе Р-132 в деревне Анисимово Некрасовского района, где владельцы АЗС в прошлом году построили полосу разгона "как положено". Эта полоса, но более короткая, существовала и до этого, не создавая неудобств ни водителям, ни жителям крайнего деревенского дома. Теперь же она прошла прямо под окнами скромного дачного домика 83-летнего педагога с 56-летним стажем, отличника народного образования Игоря Евстафьевича Беляева и его супруги (о чем "РГ" тоже писала), приведя пожилых людей в отчаяние. Зато нормативы соблюдены - это же главное...

    Компетентно

    Альфир Бакиров, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области:

    - В данной ситуации пострадают не только предприниматели, но и туристы, путешествующие по России на автотранспорте, дальнобойщики: люди не смогут перекусить, отдохнуть, сделать какие-то покупки в дорогу. Считаю, что для решения вопроса необходимо создать рабочую группу, подготовить и провести совещание с участием представителей ФКУ Упрдор "Холмогоры" и других заинтересованных лиц. Будем просить дорожное управление отодвинуть сроки исполнения требований, потому что совершенно очевидно, что в сегодняшних реалиях малому бизнесу их не выполнить. Кроме того, считаю, что федеральный закон об автомобильных дорогах в части строительства примыканий к объектам дорожного сервиса требует корректировки. Участки земли, на которых расположены примыкания к федеральной трассе, находятся в федеральной собственности, поэтому моя позиция такова: эти расходы государство и владельцы объектов сервиса должны как минимум разделить.

    Поделиться