12.04.2022 12:55
Поделиться

Дефицита сырья для производства продуктов питания в Башкирии не будет

Санкции Запада, рост цен - как в сложившихся условиях чувствует себя АПК Республики Башкортостан, крупнейшего производителя продуктов питания в стране? На этот и другие вопросы на "Деловом завтраке" в "Российской газете" ответил заместитель премьер-министра правительства РБ - министр сельского хозяйства Ильшат Фазрахманов.
Петр Коннов

Ильшат Ильдусович, какие риски сложившаяся ситуация несет для республиканского АПК?

Ильшат Фазрахманов: С 2017 года мы формировали достаточно простую модель развития АПК как производителя сельскохозяйственного сырья и продуктов питания. Не стали изобретать ничего нового, а применяли лучшее, что есть в Европе, модель развития, которая нам ближе всего. Что-то копировали, что-то создавали с нуля, но по их образцу. За пять лет нарастили мощную техническую базу, в этом нам помогло правительство республики, выделив беспрецедентную поддержку из бюджета. В 2019 году сельскохозяйственной техники приобрели на 6,5 миллиарда рублей, 2020-м - на 10 миллиардов, в 2021 году - уже на 12 миллиардов рублей. В итоге текущей весной на поля выйдут 11 тысяч тракторов. Простому фермеру стала доступна техника, которую он сам, без помощи государства, не смог бы приобрести. К сожалению, сегодня она стоит в два раза дороже и купить ее уже непросто. Мы выстроили систему дилерских центров, техобслуживания. Сейчас организовываем замещение импортных запасных частей и расходных материалов.

Аналогично работали и в животноводстве: свиноматок завозили датских, коров - из стран Евросоюза, яйцо индейки - из Канады. Мы работали как во всем мире, где производитель ориентируется на минимизацию затрат, снижение себестоимости, работу не на склад, а с колес, развитие всех видов торговли, в том числе через интернет, чтобы был оборот и конкурентоспособность. Но при этом понимали, что модель уязвима: случись что - и останемся без дальнейшего развития.

Первым сигналом к тому, что модель будет меняться, стала пандемия коронавирусной инфекции. Тогда мы перешли к импортозамещению, работе с техникой, генетикой, с семенами. Начали экспортировать свою продукцию. Так, за прошлый год продали ее на 328,8 миллиона долларов.

Сейчас наступил период, который открывает широчайшие возможности для создания новой модели. Все силы надо бросить на "начало" - на генетику. В семеноводстве это вся группа зерновых, большая часть масличных, кормовых, технических культур - то, что в нашем климате хорошо растет. В животноводстве - коровы, лошади, свиньи, пчелы, гуси. Всем этим надо усиленно заниматься.

Тут сразу возникает тема связи производства с наукой...

Ильшат Фазрахманов: Мы понимаем, каким образом соединить науку и агробизнес. При каждой кафедре в Башкирском государственном аграрном университете должны быть компании, которые занимаются монетизацией решений, выработанных студентами, аспирантами, преподавателями, учеными. Если идеи нельзя упаковать и продать как интеллектуальный продукт, то это работа в научно-практические журналы.

Ученые аграрного университета всегда участвуют во всех наших мероприятиях. У ветеринаров есть клиника, где они проводят операции. Будущие инженеры работают на новых тракторах, изучают их конструкцию, возможности. На предприятии при одной из кафедр проводится ремонт любых форсунок, в том числе тех, которые сейчас недоступны из-за санкций. Сегодня запускается центр генетики и эмбриологии с современной технической базой. Там же, в университете, совместно с Россельхозбанком проводим "Школу фермера", готовим будущих собственников агробизнеса к управлению, чтобы они стали частью создаваемой экономики. Это очень хорошая научная и учебная школа, которая дает возможность молодежи уверенно выйти в жизнь и начать работать. Главное - мотивация.

Так ощутил наш АПК кризис или нет?

Ильшат Фазрахманов: Сложности, безусловно, есть - рост цен на удобрения, семена, стоимость кредитов, нарушение логистики. До сих пор аграрии жили в кредит: весной платили чуть-чуть, а полностью расплачивались осенью. Теперь требуется 100-процентная предоплата. Без запасов никак. Они должны быть как в сырье, так и в запчастях, что означает замораживание оборотных средств.

Но все эти изменения, адаптация к новым условиям вызывают не растерянность, а спортивный интерес. Этот вызов мы принимаем с азартом. Мы в последние годы управляем агропромышленным комплексом, субъектами экономики через обучение, через знания, а не через административную систему. Хозяйства в республике разные - от малых, где всего один человек, до крупнейших холдингов с тысячами работников. Наша задача - обучать их и дать доступ к лучшему.

У агрария должно быть право выбора, тогда он чувствует себя свободным. Если, например, говорить о деньгах, то он может взять коммерческий кредит, аванс у молокозавода, на элеваторах, сахарных заводах, льготные кредиты до пяти процентов (20 процентов закрывает государство). Разве плохо получить, скажем, 10 миллионов на весенне-полевые работы под пять процентов годовых?

Этими вопросами мы занимаемся ежедневно и не видим поводов для волнения.

Государство ввело запрет на экспорт зерна и сахара. Вектор направлен внутрь страны. Что это означает для республиканского АПК?

Ильшат Фазрахманов: Пока заполняем внутренний рынок, создаем запасы, а все лишнее затем пойдет на продажу. Чем больше продадим, тем больше сможем произвести. Но сейчас главное - обеспечить население республики и страны. Взять тот же сахар - ажиотажный спрос удовлетворен. Мы также остановили продажу скота - в первую очередь племенного ядра: нетелей и телят -за пределы республики, хотя покупателей очень много. Пока запрет до летнего сезона, а потом определимся. Внутренняя цена на говядину у нас стабильна.

У нас перепроизводство молока, но молокозаводы загружены на 65 процентов из-за отсутствия спроса. Население региона и ближайшей округи мы обеспечиваем с избытком. Пока есть сложности с упаковкой, логистикой, нанесением QR-кодов, доставкой продукции - все эти проблемы сегодня решаются. Благо в Башкортостане имеются свои производители современной упаковки, такие как "Стэрокс Пак" в Стерлитамаке, "Контрольный пакет" в Уфе. Бизнес в итоге сам примет решение, на что ему переходить - на пленочную упаковку, стеклянные бутылки. Мы постараемся создать ему комфортные условия.

Такие вызовы всегда были, и мы готовы на них ответить, причем консолидированно. Почему мы проводим агропромышленные выставки? Это лучшее место для знакомств и обмена опытом. На недавней выставке "Агрокомплекс-2022" было представлено 300 компаний, 100 из них - новые. Форум посетили 18 тысяч человек, состоялось 24 деловых мероприятия. Мы собираем огромное количество профессионалов в одном месте. С начала года провели уже пять зональных совещаний, семь агрономических конференций. Стараемся активно привлекать к участию во всех мероприятиях фермеров.

Будут ли крепнуть контакты с тезкой по аббревиатуре РБ - Республикой Беларусь?

Ильшат Фазрахманов: Обязательно. Как раз сейчас удачный момент для этого. Одна компания из Беларуси нам проектирует молочные фермы. Другая занимается переработкой молока. Совместно с белорусскими коллегами отрабатываем вопросы по сельскохозяйственной технике, удобрениям, с Академией наук Беларуси - по генетике сельскохозяйственных животных и растений.

Сколько и чего будем сеять весной?

Ильшат Фазрахманов: Зерновые культуры, башкирские сорта, они стрессоустойчивые. Конечно, не дают, как европейские, максимальную урожайность, но мы не стали рисковать с применением гибридов - у нас и так зона рискованного земледелия. Мы против ввоза в регион семян зарубежной генетики. Поэтому зерновая группа сельхозкультур на 80 процентов состоит из отечественных сортов. В этом году структуру посевных площадей изменили с учетом конъюнктуры рынка. Расширим посевы сахарной свеклы - с 36 тысяч до 47 тысяч гектаров. Это позволит вырастить 1,8 миллиона тонн свеклы: двум нашим сахарным заводам работы хватит до февраля 2023 года. Можем получить до 300 тысяч тонн сахара, с запасом на 2,5 года. Увеличили посевы льна, рапса, новых культур, таких как техническая конопля - масло востребовано косметической промышленностью. Подсолнечник увеличивать не будем, эта культура истощает земельные ресурсы, очень сильно вытягивает влагу. Поэтому поищем то, что улучшает плодородие почвы. Башкирская земля - ресурс, который непросто восполнить, и относиться к ней надо бережно. Чем бережнее относишься к земле, тем лучше она возобновляется и больше дает.

Овощи как сезонный продукт в основном выращиваются в личных подсобных хозяйствах. Мы ищем, но пока не можем найти крупные предприятия, которые занимались бы этим массово. По поводу того, что в наших климатических условиях не растет, придумывать ничего не будем. Фрукты и сухофрукты завезем из Узбекистана, "борщовый набор" вне сезона - из Таджикистана.

Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу развития пчеловодства. Нужны ли промышленные пасеки, какие хотели создать французские инвесторы? И что будет вместо конгресса "Апимондия", который в Башкирии не состоится? Зря, что ли, готовились?

Ильшат Фазрахманов: Мы не форсируем приход бизнеса на производство меда и медовой продукции. Как сказали французы, с которыми полтора года прорабатывали вопрос индустриального пчеловодства, "пчелы - это бизнес чуть пожилого мужчины". В первую очередь это жизнь в удовольствие, во вторую - источник дополнительного дохода. Да, есть риск, что промышленное пчеловодство негативно скажется на цене башкирского меда и пострадают мелкие пасеки. Поэтому, планируя развивать индустриальное пчеловодство, мы сразу договаривались, что вся его продукция пойдет на экспорт.

Вместо "Апимондии" в первой декаде сентября, в период бабьего лета, проведем масштабный всероссийский медовый фестиваль "Апимир". Участвовать в нем уже планируют многие.

Что вас больше всего беспокоит как министра сельского хозяйства?

Ильшат Фазрахманов: Скажу, что меня совсем не беспокоит: дефицита сырья для производства продуктов питания в республике не будет. Мы стопроцентно обеспечим продовольственную безопасность региона. Все силы, все возможные ресурсы - федеральные, республиканские, институтов развития, финансово-кредитных учреждений, лизинговых компаний - брошены сейчас на то, чтобы была ликвидность и возможность производить продукт дешевле, чем у конкурентов. Кроме того, есть личные подсобные хозяйства и сады-огороды у горожан - и это наш большой плюс.

Вы не слишком оптимистичны?

Ильшат Фазрахманов: Еще со студенческих времен меня учили преодолевать кризисы. Тема диплома на экономфаке Башкирского аграрного университета - "Антикризисное управление на несостоятельном предприятии, улучшение бухучета", диссертации - "Формирование механизма управления инновационным развитием предприятия". В конце 90-х годов одним из первых получил лицензию арбитражного антикризисного управляющего. Потом руководил колхозом, состояние которого было очень сложным, там занимался антикризисным управлением. Поэтому считаю, что любой кризис означает новые возможности. Чем сложнее вызов, тем интереснее. Неважно, какие санкции введут. Бизнес всегда найдет дорогу. Мы все равно получим доступ к лучшему.

В тему

Самообеспеченность Башкортостана по молоку и молочной продукции составляет 124 процента, говядине - 121 процент, свинине - 107 процентов, яйцам -108 процентов, сахару - 4,7 раза, растительному маслу - 6,8 раза, картофелю - 135 процентов, свежим огурцам - 136 процентов, томатам - 175 процентов.