Законодатели предполагают, что новый документ может помочь закрыть дефицит лекарственных средств, временно отсутствующих на рынке. Однако подобных аптек сегодня - не более трех процентов от общего числа в стране, и возникает вопрос: можно ли рассчитывать на их производственные мощности? По мнению депутатов, наиболее актуальной эта норма окажется для отечественной педиатрии - фармпромышленность покрывает потребность в используемых в педиатрии лекарственных формах на 10 процентов.
Конечно, производственные аптеки не могут выпускать сложные и современные лекарства, которые под силу большому и технологичному фармзаводу. К тому же аптека должна соответствовать жестким нормативам надлежащей производственной практики, необходимой для поддержания безопасности производимой ею продукции. Но в ряде случаев приготовленные провизором лекарственные средства могут закрыть нишу несложных и недорогих лекарств - мазей, присыпок, порошков, которые могут быть нерентабельны и неинтересны предприятиям для промышленного производства, но востребованы у пациентов, уверена Валентина Бучнева, автор аналитической программы ФармNews.
В перспективе инициатива поможет сделать отрасль более гибкой - врачи смогут снова вспомнить навыки прописи лекарственных средств - таким образом, подход к лечению пациента может стать более персонализированным, добавляет Бучнева. Этому будет способствовать избыток кадров на рынке - провизоры часто сталкиваются с невостребованностью сегодня. На специальность "провизор-аналитик" мало кто обучается, а курсы повышения квалификации проводятся редко, так как опять же нет спроса, полагает Елена Алексеева, коммерческий директор сети аптек "Радуга". Все это говорит о том, что понадобится построение системы мотивации для сотрудников, которые имеют навыки работы в производственных аптеках, и системы обучения тех, у кого их нет.
Кроме того, возникают также вопросы к оснащению такой аптеки всем необходимым оборудованием и изменением как минимум надлежащей аптечной практики, а также вопросы к имеющейся у аптеки лицензии, предъявляемым требованиям в рамках проверок, отсутствию нормативной документации по изготовлению того или иного индивидуального препарата, перечисляет Анастасия Мырсина, юрист практики Здравоохранение и технологии BGP Litigation.
Как бы то ни было, у производственных аптек есть своя ниша. Одна из них - создание препаратов для пациентов с непереносимостью того или иного лекарственного компонента, а также фармсредств, необходимых для дополнения эффекта другого препарата. Кроме того, производственники эффективно занимаются дроблением и перекомпоновкой промышленных упаковок - когда пациенту, например, нужна треть того, что предлагает фармпроизводитель. Возможно, российские производственные аптеки вскоре последуют за общим трендом.