1 марта. Ночью обрубили свет во всем Мариуполе, вместе с ним и воду. Люди впали в легкую панику. Пошел слух, что город взяли в кольцо. Вечером, на радость народу, вернули электроснабжение, а вместе с ним и воду.
2 марта. К утру, пополнив запасы, люди немного расслабились. Однако, когда это случилось, Мариуполь оказался вновь отрезан от электро- и водоснабжения. Шум артиллерии усиливался.
3 марта. Электроснабжение по-прежнему отсутствует. Артиллерия все ближе. К полудню пришла весть, что военные вскрыли магазин "Метро". Со всего района собрались кто с чем: с телегами, тачками, рюкзаками... Они вернулись, нагруженные едой, водой, всевозможными напитками, некоторые везли посуду.
4 марта. Выстрелы участились, как и продолжительность обстрелов. К вечеру вскрыли АТБ, выносили практически все.
5 марта. Ночью по земле прошла мощная тряска, сопровождавшаяся гулом и грохотом. Утром рассказывали, что на заводе Метинвест была взорвана доменная печь. Ночью было неспокойно, каждый выстрел отдавался звоном в стеклах.
6 марта. Говорят, больницы принимают только раненых и тех, у кого есть лекарства для себя.
7 марта. Ночью отключили газ - последнее, что держало людей в домах. На улице температура не поднимается выше +4, в квартире +15 градусов. В каждом дворе горели костры, люди на них готовили, обогревались, стали гораздо больше общаться, хоть что-то хорошее.
8 марта. Холодает, даже выпал снег, но на улице +2, и он быстро тает. Люди поспешно собирают оттаявшую воду. От местных "информаторов" стало известно, что на улице Кукрина построили баррикады из автомобилей.
9 марта. Есть еще несколько попаданий в наш дом. Вероятнее всего, попали в крышу, но снаряд не взорвался. Зато ночью нас ждал приятный сюрприз - затишье. Хоть и короткое, оно помогло узнать некоторые сведения о ситуации в городе. 23-й микрорайон в огне, так как пожарные не функционируют.
10 марта. До обеда плотность обстрелов только увеличивалась, зато потом нас ждало подозрительное затишье. Вокруг бушуют пожары, на горизонте сплошной дым. Автоматные очереди подошли совсем близко. Несмотря ни на что, люди палят костры. Как говорится, война войной, а обед по расписанию.
11 марта. Короткое затишье - скорее всего, массовая перезарядка. Потому что сегодня артиллерия бьет без остановки. Сначала пара выстрелов со стороны 27-й школы - вероятно, провокация. В ответ на это их начинают выцеливать. Под плотным артиллерийским огнем у нас дома вылетели два окна.
12 марта. Огонь обступил наш дом, горят почти все квартиры вокруг. Постоянные полеты авиации. Несмотря на это, от школы опять доносятся выстрелы. Ближе к вечеру прогремела весть: со стороны автостанции в город движется колонна русских танков. Ночь обещала быть жаркой.
13 марта. Первая половина дня прошла относительно спокойно. Потом "Грады", которые так усердно прятали у школы, стали палить не переставая, только успевали перезаряжаться. Развернули минометы, дом дрожал, балкон чуть не выпал. Этот кошмар продолжался всю ночь.
14 марта. Утром яростный минометный обстрел закончился. Во дворе раздался шум мотора, протарахтела пулеметная очередь, затопало множество ног. В дверь постучали. Вошедший, чрезвычайно грязный мужчина, представился морским пехотинцем Российской Федерации.
Проверив дом на предмет украинских солдат, они остались в районе, разделившись по нескольку человек на дом. Обосновались у подъезда, промеж запасов топлива для костра. Поговорив с ними, я узнал, что они отхватили львиную часть Мариуполя, осталось выбить военных с остатков. Еще пообещали, что будет громко, но безопасно.
15 марта. Зачистка отдалилась, это стало понятно по затихающим автоматным очередям. Военные поделились соляркой для генератора - теперь жители могли подзаряжать гаджеты, фонарики и пр.
16 марта. Ближе к вечеру по улице промчался солдат с криком: "Эвакуация!" Половина дома собралась и двинулась в сторону "Порт Сити", откуда, по словам военнослужащего, людей вывозят на автобусах. Не успели мы толком отойти от квартиры, как вернулись обратно. Ушедшие дальше рассказывали, что автобусы обстреляли ВСУ. Еще был слух, что всех выехавших из города ДНР берет в рабство и заставляет копать окопы. К ночи удалось выйти на связь с уехавшими. Слава богу, большинство автобусов уцелело и люди добрались до Володарска в целости.
17 марта. ДНР объявила "зеленый коридор" на Володарск для тех, кто идет своим ходом. У импровизированного КПП собралась километровая очередь из автомобилей. С другой стороны в город ворвался гуманитарный конвой, но предназначен он был не для мирного населения.
18 марта. Честь и совесть, человечность, душа. Все это можно уже не причислять к качествам военных украинской армии и полка "Азов" (запрещен на территории РФ - прим. "РГ"). Дэнээровцы ходят исключительно отрядами от трех человек, мирных просят не покидать дома. Все необходимое обещают в скором времени привезти. Рассказывают, что переодетые в гражданское "азовцы" выбираются в город и режут одиночных солдат. Тем самым они не только кидают тень сомнения на простых людей, но и режут солдат либо зазевавшихся, либо слишком лояльных к мирным. Отряд у нашего дома говорит, что "азовцы" хотят вырваться из окружения.
19 марта. Сегодня солдаты пометили несколько автомобилей Zэшками и уехали. Через какое-то время вернулись нагруженные провизией. Главный из отряда буквально заставлял людей идти на те склады и притаскивать провизию на благо дома. Потом те же машины нагрузили пустыми бутылками и поехали искать родник. Солдаты стали практически родными: общаются открыто, настроены дружелюбно.
20 марта. Трудно сказать, кто стрелял и откуда, но несколько снарядов прилетело в наш квартал. В страхе перед новыми обстрелами мы срочно собрали вещи и вышли в сторону Володарска.
P.S. В тамбовский райцентр Рассказово Лисенковы приехали всей семьей: мама, папа и двое сыновей-школьников. Как только войска ДНР открыли коридор для выхода мирного населения, они и вышли. Сначала на городскую окраину, там автобусом до пункта размещения, другим автобусом до Таганрога, оттуда на поезде в Тамбов. Конечная точка двухдневного маршрута - семейная гостиница в ближнем райцентре, где эвакуированных разместили в номерах со всеми удобствами и кормят на убой из своего ресторана.
Александр гуляет по Рассказову, переводит дневник в электронный вид и пишет рассказы, с боевыми действиями никак не связанные. Единственная неприятность, случившаяся с ним на российской земле, - COVID заболел. Но уже выздоровел.