Если в Воронеже режиссер Михаил Бычков в тандеме с дирижером Феликсом Коробовым стремится трансформировать шутейный шедевр Моцарта в образец итальянской opera seria, перенеся время действия в дни Первой мировой войны и превратив в безусловно главного героя не повесу Фигаро, а графиню Розину, которая в исполнении Натальи Петрожицкой становится ключевым и самым ярким образом постановки, то в Новгороде Дмитрий Белянушкин рассказывает абсолютно современную, гедонистическую, но полную нравоучительного комизма историю из жизни богатых отдыхающих, а Иван Великанов на контрасте с происходящим на сцене превращает моцартовскую партитуру в образец барочного музицирования, правда, добавив в оркестр гитару и кастаньеты.
Удивительно, но факт: именно в Нижегородской губернии в середине XIX века местный помещик Александр Дмитриевич Улыбышев написал на французском языке первую научную монографию, посвященную Моцарту. А в силу различных обстоятельств зачетный для конкурса спектакль жюри "Золотой маски" смотрело не в Москве, как большинство работ, а непосредственно в Нижнем Новгороде.
В условиях домашнего, а не гастрольного показа однозначно оказалась в выигрыше сложная, но крайне значимая для спектакля сценография Виктора Шилькрота, мастерски разместившего в пространстве совсем небольшой сцены все задуманные режиссером места оперного действия. Роскошная, многокомнатная вилла графа визуально легко превращается в парк с башней смотрителя и лодочной станцией, где разворачивается не лишенный мистики финал. Сделанный в форме огромного жалюзи занавес соседствует с прозрачными раздвижными панелями на заднике, что периодически становятся большим экраном, на котором появляются те или иные ключевые персонажи.
Вообще в спектакле такое множество самых разных деталей и подробностей, которые фиксируются крупными планами. Моментами представление становится похоже на квест для очень внимательного зрителя. И надо заметить, большинство публики с восторгом включается в остроумную игру.
Финал третьего действия оперы - вокально-танцевальная сюита становится "солнечным сплетением" спектакля - красивой точкой схождения настоящего и прошлого. Изящный трехдольный танец (хореограф - Наталья Фиксель), во время которого графиня и Сюзанна меняются нарядами, обращен в испанское фанданго в старинном стиле, где и звучат гитара и кастаньеты. Этакое вольное напоминание, что дело происходит в Севилье. В остальном дирижер без вольностей, а с редким воодушевлением и внутренней свободой работает с моцартовским шедевром.
Партию Фигаро исполняет единственный приглашенный солист - бас Олег Цибулько. В остальном театр старался обойтись собственными силами. И в актерском плане "ставка сыграла". Граф Альмавива в интерпретации Олега Федоненко представителен, харизматичен. Графиня (Светлана Ползикова), Сюзанна (Татьяна Иващенко) и комическая парочка Бартоло - Марселина (Михаил Наумов и Екатерина Ясинская), и очень смешной и угловатый Керубино (Дарья Телятникова) щедро демонстрируют драматические таланты. Но необходимая вокальная точность моцартовских ансамблей была призрачной. Театру, который находится всего лишь в четырех сотнях километров от столицы, еще предстоит сделать многое для того, чтобы быть заметным на оперной карте России.