Ни о каком отъеме собственности речи не идет. Документ в случае принятия позволит решить две задачи - защитить интересы коллективов, которые вдруг оказались перед угрозой закрытия предприятия, и создать возможности для возвращения иностранного инвестора к работе.
"Многие зарубежные компании с большой неохотой покидают российский рынок, за который долго боролись в конкурентной борьбе. Но они вынужденно принимают такое решение, а у нас в связи с этим могут возникнуть трудности, к примеру, если уходит критически важный монополист на определенный вид продукции, которого некем заменить, либо это очень важная продукция или услуга в технологический цепочке, либо это моногород и данное производство оставляет без работы наших граждан", - пояснил один из авторов законопроекта - зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Олег Матвейчев.
Инициатива коснется всех покидающих Россию компаний, а только тех, которые удовлетворяют двум условиям:
- участие иностранных акционеров превышает 25%;
- организация имеет существенное значение для экономики страны или отдельного региона.
Решение по ним будет принимать межведомственная комиссия при минэкономразвития, а передавать управление внешней администрации - суд.
При этом иностранцы смогут "одуматься и вернуться" на российский рынок, пояснил Матвейчев. Процедура возврата также будет проходить через суд.
Если компания ушла с рынка, а ее место занял российский игрок, то внешнее управление вводить не будут. "Зачем нам помогать ей работать, если рынок с удовольствием поглотила российская компания и делает услуги и товары лучше? Нам важно не помешать импортозамещению, поэтому внешнее управление будет вводиться только в тех отраслях, где мы можем столкнуться с проблемами", - указал депутат.
Таким образом, предложенные нормы позволят иностранным инвесторам "не рубить с плеча" прибыльный бизнес, который они строили в России, добавил соавтор документа, зампредседателя Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. При этом он не исключает, что проект может быть доработан ко второму чтению - например, в части "экономических оснований" для ухода компаний с рынка.