Павел Деревянко рассказал о своей роли в фильме "Подельники"

14 апреля в прокат вышел фильм "Подельники" - режиссерский дебют в полнометражном художественном кино молодого, но уже известного, документалиста Евгения Григорьева. О фильме "РГ" писала не раз - в частности, когда состоялась его премьера в конкурсе "Кинотавра" в 2021 году. На том фестивале актер Павел Деревянко, сыгравший в картине одну из главных ролей - деревенского пахана Витьку по кличке Людоед, получил Приз имени Олега Янковского "За лучшую мужскую роль". Обозреватель "РГ" перед выходом картины "Подельники" к зрителям поговорила с Павлом Деревянко об этой и других его работах. Напомним лишь несколько из последних его ролей: бортинженер Виктор Алехин ("Салют 7"), тренер Михаил Ковалев ("Дылды"), мэр Синеозерска Аркадий Еникеев ("Домашний арест"), Конек ("Конек-Горбунок") и другие.

Павел, когда вы начали сниматься в "Подельниках", вам режиссер Евгений Григорьев рассказал, что для него это очень личная история?

Павел Деревянко: Не сразу. Было бы странно, если бы он мне на первой нашей встрече об этом рассказал. Это случилось уже после того, как я был утверждён - непосредственно перед самими съемками.

А, когда вы это узнали, расспрашивали режиссера, каким на самом деле был этот Витя-Людоед или делали образ так, как считали нужным?

Павел Деревянко: Когда подхожу к проработке образа, я всегда максимально пытаюсь идти от себя, не креплюсь к кому-то другому. Безусловно, я спрашивал, что это был за Людоед такой. И выяснилось, что внешне он был совсем другой, чем я - долговязый, неприятный, с гнилыми зубами. В общем, мерзкого вида чувак был, но при этом очень опасный.

Вы фильм первый раз посмотрели на "Кинотавре"?

Павел Деревянко: Именно так.

И какое у вас было впечатление? В частности, весь фильм и вся история посвящены тому, что человек живет с какими-то травмами детства, и ему хочется потом закрыть гештальт - снять кино об этом, например.

Павел Деревянко: Многократно пытался выяснить у себя про свои детские травмы - если они и есть, то какое-то минимальное количество. И в общем-то безвредные. То есть, когда я работал над "Подельниками", у меня лично не было потребности и задачи с чем-то разобраться в своей жизни. Наоборот, хотелось приоткрыть для себя новый мир настоящих злодеев - необаятельных мерзавцев. Сыграть человека, который сильно отличается от тебя - и внешне, и внутренне.

Вспоминала, были ли у вас похожие роли и на ум пришел Махно - в фильме "Девять жизней Нестора Махно" 2006 года.

Павел Деревянко: Я Махно совсем не делал злодеем. Он у меня получился немножко романтизированный. Я тогда не совсем понимал, что делаю. И больше никаких злодеев я не играл. Вот только в "Домашнем аресте" был нечестный мэр, но он обаятельный у нас.

А ничего такого жесткого, что бы мне хотелось сделать, не предлагали. И я по несколько лет ждал нового актерского вызова. Вот вместе с "Подельниками", с Витей-Людоедом, этот вызов, к счастью, прилетел ко мне. И пока я не посмотрел картину, до последнего не верил, что у меня получилось. Когда Григорьев говорил: "Хорошая картина получилась", я переспрашивал: "А мне не будет за себя стыдно?". И собственно, посмотрев фильм, немножко попридирался, конечно, к себе - там есть места, где я не сильно собой доволен. Но, в целом, сказал себе: "Молодец! Красавчик!".

Не один вы себя так оценили - вам вручили за роль Приз имени Олега Янковского, хотя все тогда прочили эту награду Юрию Борисову, который также снимался в "Подельниках" - играл вашего антагониста. Как вам работалось с ним?

Павел Деревянко: Юра - уважаемый мною артист. И это было наше первое знакомство. Не шапочное "привет-привет", а встретились на площадке в процессе работы. Конечно, у нас шло легкое соревнование. Не то, чтоб мы сразу друг к другу в объятия бросились и закорешились. Такого не было. Небольшое всегда было пространство между нами. И это было круто.

Я хочу, чтобы герой прошел множество состояний и из "маленького человека" стал большим

А вы с Олегом Ивановичем Янковским пересекались в жизни?

Павел Деревянко: К моему огромному сожалению, нет. Один раз его увидел около театра Ленком. А на сцене не видел.

А какая у вас его любимая роль в кино?

Павел Деревянко: У Янковского много сильных работ. Например, в фильмах "Полеты во сне и наяву" и "Тот самых Мюнхгаузен".

Когда-то впервые я вас увидела в комедиях типа "Ржевский против Наполеона" и серьезно к вам не относилась. Переворот в восприятии актера Павла Деревянко у меня случился, когда посмотрела фильм "Брестская крепость". Была совершенно потрясена, потому что вы для меня были артистом совершенно другого ряда. Это меня поражает в вас до сих пор. То есть с одной стороны, это может быть Конек, Пес, Кот, Домовой. А с другой - мощные, серьезные роли. Какой вы на самом деле?

Павел Деревянко: Офигительный (смеется). Ну как я могу о себе говорить? По-разному. И простой, и сложный, и веселый, и грустный, и одинокий, и счастливый. Просто очень много всего. Всему место есть внутри у меня - и в голове, и в сердце.

И что вам ближе - вот такие легкие дурашливые роли, как тот же мэр в "Домашнем аресте", или серьезные героические - "Салют 7", например?

Павел Деревянко: Сейчас мне по душе серьезные драматические роли - разножанровые, разноплановые. Комедия никуда от меня не уйдёт. Я люблю этот жанр. Зрителю всегда это будет нужно. Просто в последнее время немного "поднаелся" комедиями и в данный момент чувствую, что далеко не раскрыл всю палитру, которая у меня есть внутри. Я хочу увидеть, на что действительно способен. Где мой предел? Где мой потолок? Пока я его, к счастью, не вижу. Мне нужно изучить себя сильнее.

Есть роль мечты?

Павел Деревянко: Конкретно не могу вам назвать. Но, думаю, что это должна быть история маленького человека.

Заметьте, не я это сказала. Хотя у меня это и пронеслось в голове. Маленький человек - это с одной стороны Башмачкин, а с другой - Наполеон.

Павел Деревянко: Во мне всю жизнь где-то таится это желание - сыграть становление маленького человека, его потери, страх, боль, искупление, взросление, одиночество... Смелость, любовь и надежда. Вот такие примерно эпитеты и характеристики. Хочется, чтобы герой прошел целый спектр состояний, и из маленького человека стал большим. Чтобы получилось сложносочиненное хитросплетение жизни, судьбы. И не просто яркие краски. Я люблю персонажей нетипичных внешне, но гораздо интереснее все, что внутри.

Больше всего в настоящее время о вас говорят, в связи с сериалом "Обратная сторона Луны". Почему-то его многие стали пересматривать.

Павел Деревянко: Знаете, после съемок фильма о Махно, я сразу уехал в Индию, на Гоа. И друг мой - татуировщик Сережа Игнатьев - говорит: "Слушай, а что ты ходишь какой-то шаркающей кавалерийской походкой. И словно саблю придерживаешь сбоку?". И я понял, что Нестор Махно оставил свой отпечаток. Достаточно быстро вода, ветер и песок все это из меня вымыли. После у меня была забавная и немножко жутковатая история на кинокартине "Счастливый конец", и вот там персонаж, которого я играл - стриптизёр - сильно повлиял на мое внутренне "Я". А затем уже была "Обратная сторона Луны", прочитав сценарий, я абсолютно не понимал, как играть этого человека. Но зато сразу осознал, что не смогу остаться прежним - после историй с Махно и стриптизером, я понимал, что будет тяжело, ведь мой персонаж потихоньку сходит с ума. Мне было жалко себя, я даже пару раз всплакнул, но при этом решил, что буду жестче, отдавать себя роли без остатка - все как обычно. И как только мы закончили съемки, на следующий же день я улетел на Ко-Панган. И тем же вечером, как приехал, сидел у костра и вспоминал свои опасения перед съемками. И знаете что? Вообще ничего! Просто как будто этих съёмок длинной в полгода и не было вовсе. И не было никакой "Обратной стороны Луны". То есть у меня выработался некий антидот против проникновения образов (смеётся). После этого никогда у меня ничего подобного больше не случалось.

Учитывая, что ваш герой в сериале перемещается во времени, может, это и хорошо. Зрителям полюбился сериал "Дылды", где вы играете тренера-раздолбая женской сборной по волейболу, который, тем не менее, приводит команду к результату.

Павел Деревянко: "Дылды", "Беспринципные" - я делаю это неплохо, как умею. Зарабатываю этим деньги, своим ремеслом. А допустим, на "Подельниках" - другая ситуация. Да честно, я и сам бы готов был приплатить за подобный сценарий.

"Подельники" - это же дебют. Вы вообще на дебюты-то охотно откликаетесь?

Павел Деревянко: Главное, чтобы был материал классный. И, конечно, я верю в молодых режиссёров. Если тем более они берутся снимать хороший сценарий - такой, с которым можно сделать настоящее кино.

Где мы вас еще увидим в ближайшее время? В частности, интересно, сыграете ли вы Пушкина? Это было заявлено в конце трилогии о "Гоголе", мол, следующий проект будет Пушкин, и главную роль сыграете вы.

Павел Деревянко: Продюсеры куда-то пропали. Не понимаю их - с этим материалом такого можно было бы наворотить! Но это все равно случится - рано или поздно. Просто, почему не рано? Почему, например, не написали до сих пор на нас с Серёжей Буруновым ничего? Можно было бы такую эксцентрику замутить. Настоящую высококлассную комедию. Но вопрос риторический. Я сейчас отказываюсь практически от всего, что мне предлагают - хочу сосредоточиться. Я не знаю, насколько долго меня хватит, потому что обстоятельства разные вокруг нас складываются.

Вы с Буруновым в "Домашнем аресте" незабываемо сыграли. Видимо, хочется продолжения?

Павел Деревянко: Чего-то по типу "Тупой еще тупее" (смеется). Хочется такого теплого, домашнего, дурацкого и при этом высококлассного. Сережу я считаю лучшим нашим актером. С ним можно играть на грани, между жанрами. Вот такую историю сложносочиненную - вот чего я хочу. Чем сложнее, тем лучше!

Будем, надеяться, что вы, простите за каламбур, получите такое сложносочиненное предложение.