Почему? Об этом "Российская газета" беседует с доктором психологических наук, профессором Российского нового университета Александром Огневым.
Александр Сергеевич, работа в школе сегодня - одна из самых сложных. Большинство учителей - в состоянии профессионального выгорания. Как подготовиться к профессии психологически?
Александр Огнев: Сейчас учителей готовят прежде всего как предметников, а нужно готовить их, в первую очередь, как воспитателей.
Образовательные программы должны включать не только обучающую, но и воспитательную часть. Все, что касается систем ценностей, потребностей и, так скажем, смыслового ядра личности: чего я хочу добиться в жизни? Этому современных учителей почти не учат. А ведь это тот самый вид подготовки, который должен присутствовать постоянно.
Возьмем далекий от работы с детьми сектор экономики - авиацию. Обучение в авиации включает дисциплину "Человеческий фактор". Ее ежегодно проходят на курсах повышения квалификации летчики и борт-проводники. Раз в три года в отдельных центрах идет переподготовка.
Что должны делать летчики? Первое: осознавать ситуацию "здесь и сейчас". Второе: организовывать грамотную коммуникацию. Третье: разрешать конфликтные ситуации. Четвертое: организовывать эффективное взаимодействие в группе. Пятое: противостоять стрессу и грамотно распределять психологическую нагрузку.
У учителей ничего похожего нет. А между тем учитель находится в условиях проблемной профессии "человек - человек", в условиях плотной работы с людьми. Именно поэтому учителя, как и врачи, дают самые высокие проценты профессионального выгорания.
У студентов педагогических вузов есть практика в школах, учителя проходят аттестацию раз в пять лет. Неужели нужно еще и психологическое тестирование перед приемом на работу?
Александр Огнев: Возвращаемся к авиации. Летчик проходит врачебно-летную экспертную комиссию, встречается с клиническим психологом. Что-то похожее должно быть у учителей. Причем сами работники педагогических вузов неоднократно поднимали этот вопрос. Психологическое сообщество готово проводить тестирование учителей: есть и кадры, и методики. Оно должно быть обязательной процедурой.
В Финляндии, Германии очень жесткий отбор учителей. И там в школы сумасшедший конкурс, потому что профессия учителя престижна и приносит хороший заработок.
А что нужно проверять? Какими могут быть тесты?
Александр Огнев: Здесь и оценка эффективности своей работы, и определение уровня тревожности, и способность справляться с трудными жизненными ситуациями. Есть разные тесты, но почти все они - короткие, рассчитаны на оперативную диагностику, содержат от 15 до 70-90 вопросов. Все тесты педагогу не обязательно проходить, достаточно лишь нескольких.
Главный смысл тестирования: выявить готовность учителя решать жизненные проблемы. Тесты дают ответ на вопрос: учитель - источник позитивного опыта или, наоборот, негативного, источник трудностей. Все эти тесты в итоге определяют психологическую готовность к работе с людьми и что для нас важно - с детьми.
Но мое глубокое убеждение: психологическую проверку будущие учителя должны проходить и на этапе обучения.