Почти треть жителей Германии, а в восточных землях почти каждый второй считают, что немецкая демократия представляет собой только "видимость" и граждане на самом деле не имеют возможности влиять на политические решения. 28 процентов при этом уверены, что политическая система в стране за последнее время "кардинально изменилась" и не в лучшую сторону. Об этом свидетельствуют результаты соцопроса, опубликованные телерадиоканалом SWR. Еще более удручающей выглядит ситуация со свободой мнений. Согласно данным опроса, проведенного в прошлом году по заказу издания Bild, 41 процент немцев считают, что высказывать свободно свою позицию в Германии попросту невозможно. Немцы и раньше были не слишком довольны своей политической системой, но последние два года, судя по всему, стали "последней каплей". Еще в начале пандемии власти и СМИ начали навешивать ярлык конспирологов и экстремистов на всех, кто критиковал "коронавирусную" политику правительства и бесконечные локдауны, а затем просто поставили "инакомыслящих" под наблюдение внутренней спецслужбы - ведомства по охране конституции. При этом известных персон, как, например, актеров, устроивших сатирический видеофлешмоб "Закройте все!", подвергали остракизму и откровенной травле в СМИ. Примерно также в 2014-2015 годах в Германии расправлялись и с "понимающими Россию". Тогда дело доходило до составления и публикации в СМИ списков несогласных с общепринятой позицией в отношении Москвы и выискивания у них "прегрешений". В итоге многие предпочли просто замолчать - ради сохранения репутации и карьеры.
Из шести основных немецких партий только две, "Альтернатива для Германии" и Левая партия, отстаивают существенно расходящиеся с мейнстримом позиции, остальные же четыре отличаются друг от друг только отдельными нюансами. Но получить места в правительстве АдГ и "Левые" могут в лучшем случае только на уровне федеральных земель. К управлению страной их никто не допустит до тех пор, пока они самым серьезным образом не пересмотрят свои программы. Примерно такая же картина и с оппозиционной прессой. Она есть, но шансов выйти за пределы своего узкого круга читателей у нее практически нет. Не так давно, например, левая газета Junge Welt направила депутатам бундестага открытое письмо, в котором сообщала, что ей не дают размещать свою рекламу в публичных местах, удаляют номера с полок супермаркетов, закрывают доступ к сайту издания из публичных библиотек, а учителя, которые упоминают газету на уроках по теме свободы прессы, потом сталкиваются с проблемами.
Большинство немцев составляют свою картину мира по сообщениям крупных СМИ, которые так же мало чем отличаются друг от друга в подаче материала, как и основные партии в своих позициях. Даже для молодежи, как показал недавний опрос "Баварского радио", основным источником новостей является не интернет, а телевидение. Поэтому, в общем-то, неудивительно, что жители Германии сейчас, с одной стороны, всерьез опасаются экономических последствий конфликта с Россией, а с другой - требуют ужесточить санкции вплоть до полного отказа от российских энергоносителей.