Рассказ про кречетов - всегда рассказ про любовь. Так получилось, что она сопровождает все, что связано с этими красивыми и сильными птицами. И начинается все с любви к своему дому. Ценный груз поступил из германского питомника, но корни-то у птиц наши, камчатские. Тут есть своя популяция, проходят магистральные пути миграции. На полуострове соколы не только гнездятся, сюда они слетаются на зимовку после окончания периода размножения - с Корякского, Колымского нагорий и даже с Аляски. Эти птицы не любят жары, камчатский климат для них наиболее подходящий.
- Хотите верьте, хотите нет - но наши кречеты освоились очень быстро, гораздо быстрее, чем это бывает обычно, - говорит генеральный директор центра Шухрат Разаков. - Им здесь комфортно. Я занимаюсь соколами 30 лет, но такого не видел никогда: мы привезли их 11 февраля, а 14-го уже сформировалась первая пара. Поверьте, это очень большая редкость. Иногда на создание пары, особенно если птицы подвержены стрессу, уходит до полугода. "Что ты хочешь, они вернулись домой! - ответили мне немецкие и арабские коллеги, когда я поделился с ними своим удивлением. - Это же их историческая родина!".
В центре созданы очень комфортные условия. В Мильковском районе на 300 гектарах расположились орнитологический корпус с блоками просторных вольеров, инкубаторами, госпиталем для птиц, подсобными помещениями. Есть также административный комплекс и облеточная площадка. В общей сложности вместе с зонами для организации тренировок и соревнований центр займет более тысячи гектаров.
Комплекс, который уже стал гордостью Камчатки, построили в соответствии с поручением президента России по созданию в нашей стране центров репродукции и сохранения птиц семейства соколиных.
А еще это про любовь к деньгам. К большим теневым деньгам. Открытию соколиного центра на полуострове предшествовала долгая и трагическая история нелегальной добычи этих птиц.
На Камчатке она началась с конца 80-х годов прошлого века. Пернатых вывозят контрабандой за рубеж, в основном в арабские страны, где используют в качестве ловчих. Там это часть национальной культуры, соколиной охоте посвящен большой комплекс мероприятий: фестивали, выставки, соревнования, конкурсы красоты для птиц.
- Камчатскую популяцию отличает большая доля светлоокрашенных особей. Встречаются и чисто белые - их на Руси называли красными (то есть красивыми). На Ближнем Востоке за таких готовы платить большие деньги, - рассказывает доктор биологических наук, профессор Камчатского государственного технического университета, орнитолог Евгений Лобков.
Популяцию серьезно проредили. По словам ученого, точную оценку теневому рынку дать сложно, но изъятые правоохранителями партии насчитывали и по 70 кречетов. Нелегальная добыча приняла промышленные масштабы. При этом браконьеры обращались с птицами, приносившими им баснословные доходы, очень плохо. Многие кречеты погибали при перевозке.
Теперь, когда появился соколиный центр, нелегальные ловцы должны исчезнуть. Лишняя это "профессия". Какой нормальный шейх купит из-под полы перепуганную и больную от никудышного содержания в неволе птицу, если есть возможность приобрести сертифицированную и обученную охоте по всем правилам.
- Россия будет наводить порядок в соколином мире, - шутит Шухрат Разаков.
В каждой шутке есть доля правды. В этой - очень большая.
Это про романтическую любовь. В соколином центре птиц делят на пары. Каждая получает отдельную "квартиру" - язык не поворачивается назвать вольерами эти огромные комнаты с многометровыми потолками и выделенными зонами для гнездования.
Как создаются пары в неволе? Их подбирают орнитологи - исходя из характера птиц и даже из их темперамента. Работа "свахи" требует больших знаний, терпения и интуиции. Поэтому сейчас в соколином центре не 40 пар, как можно было бы предположить, а только около 30.
- Наша первая пара сложилась практически сразу, как мы поселили двух птиц вместе. Это было попадание в "десятку", - рассказывает специалист центра Роман Джумаев. - Мы дали им имена Аврора и Викинг.
Можно предположить, что и прибавление в первую очередь произойдет именно в этом семействе. Но орнитологи не загадывают. О птенцах говорить рано, их можно ждать только к лету.
В парах кречетов главную роль играет самочка. Это она выбирает себе спутника.
- Самец долго и старательно ухаживает, - улыбается Шухрат Разаков. - Приносит еду своей даме, формирует гнездо из тщательно уложенных камешков. А она проверяет это гнездо на прочность и удобство, если не нравится - капризничает, заставляет переделывать. В случае совсем некачественной работы нерадивый ухажер может и клювом по голове получить, здесь все жестче, чем у людей.
И про любовь людей к птицам. Такое трепетное и уважительное отношение к пернатым, как в соколином центре, редко где встретишь.
- У кречета идеальное тело, просто идеальное. Он чувствует добычу на расстоянии восьми километров! При пикировании сверху его скорость составляет 320 километров в час. Это необыкновенные птицы, - убежден Шухрат Разаков.
В центре видеонаблюдения круглосуточно дежурят операторы. На больших экранах отображается все, что происходит в вольерах: в каждой "квартире" установлено по четыре камеры. Пока штат орнитологов небольшой. Роман Джумаев и его коллега Константин Моисеев вполне справляются вдвоем. Ухаживают за птицами, готовят им еду, дважды в день кормят. Следят за их здоровьем и обеспечивают спокойствие. А еще - общаются с кречетами, приучают их доверять людям.
Впрочем, центр рассчитан на 400 соколов, и в дальнейшем специалистов, имеющих дело непосредственно с пернатыми, конечно, потребуется гораздо больше.
Константин Моисеев раньше работал в орнитологической службе в Доме правительства РФ в Москве. Там свои хищные птицы - они защищают территорию, например, от ворон. Но любовь к белым кречетам перевесила, и Константин, не раздумывая, согласился на переезд на Восток России.
- Жалею ли я об этом? Конечно, нет, - отвечает он. - Здесь особая атмосфера, особые люди. Мне все очень нравится.
Владимир Солодов, губернатор Камчатского края:
- Соколиный центр на Камчатке - это частный экономический проект. Но реализуется он по прямому поручению президента РФ, что выводит идею совсем на другой уровень. Главная цель - вовсе не получение коммерческой прибыли. В моем понимании основная задача - увеличение популяции белого кречета. Кроме того, появился инструмент для активного наращивания сотрудничества с арабскими странами, в которых к этой птице особое отношение. Впервые увидев записи соревнований соколов, я был потрясен, когда понял, какой ажиотаж они вызывают. Повторю, задачи у этого проекта государственные, а коммерческая составляющая позволяет реализовать его за счет частных ресурсов. Конечно, огромное значение имеет туристическое направление. Ведь соколиная охота была частью и нашей культуры. Поэтому рассказывать людям про этих замечательных птиц, родиной которых является Камчатка, очень важно. Как важно и то, что в центре создано 50 рабочих мест, растет спрос на питание для соколов, а значит, появляются перепелиные фермы и развиваются птицефабрики. В бюджет края поступают налоги. В будущем на базе питомника откроется научно-образовательный центр по изучению кречетов.