Диктофон не помешает: Как наказать телефонных мошенников

Желание обмануть излишне доверчивого или легко внушаемого человека не исчезало у особо предприимчивых людей никогда.
Сергей Пятаков/РИА Новости

Но сегодня к старым схемам так называемого развода мошенники добавили новые - современные технологии предоставили им богатейший набор уловок.

Так, с помощью робота удалось провести злоумышленникам двадцатисемилетнюю жительницу Дзержинска (Нижегородская область). Один из них под видом сотрудника банка, назвав собеседнице ее личные данные, сообщил о подозрительных списаниях с ее счета. Для предотвращения неприятных последствий незнакомец порекомендовал девушке перевести денежные средства на резервные счета, добавив, что сделать это можно в удобном тональном режиме. После согласия девушки следовать указаниям "специалиста" ее переключили на голосового робота. Продиктовав ему коды, приходящие в SMS, девушка обнаружила мгновенное списание одиннадцати тысяч рублей со своего банковского счета.

Еще одной жертвой банковских аферистов стала девятнадцатилетняя жительница поселка Ильино (Володарский район Нижегородской области), которая перевела 129 тысяч рублей на "специально защищенный счет".

Поняв, что обманута, девушка обратилась за помощью в районный отдел МВД РФ. Сотрудникам полиции она рассказала, что приняла звонок от якобы сотрудника банка, который, "заметив" подозрительные действия с картой клиентки, порекомендовал ей не оставлять ситуацию без внимания и соединил собеседницу с "представителем" банка для выстраивания "грамотных действий по предотвращению потери сбережений". В результате девушка перевела все хранившиеся на карте деньги на "специально защищенный счет". Мошенники убедили ее еще и в том, что все 129 тысяч рублей вернутся на счет в течение трех дней.

Как сообщает пресс-служба ГУ МВД России по Нижегородской области, по обоим фактам возбуждены уголовные дела (в первом случае - по пункту "г" части 3 статьи 158 УК РФ - кража, совершенная с банковского счета, во втором - по части 2 статьи 159 УК РФ -мошенничество). Проводятся оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, направленные на установление и задержание лиц, причастных к совершению данных преступлений.

Сотрудники правоохранительных органов напоминают: чтобы не стать жертвой аферистов и не потерять сбережения, следует помнить, что работники банков и их роботы-помощники не звонят гражданам и не спрашивают реквизиты карты и пароли, резервных счетов не существует, а полиция не просит участвовать в спецоперациях по поимке дистанционных мошенников.

Если после подобного звонка появились сомнения, то лучше перезвонить в официальный кол-центр банка по номеру, напечатанному на карте или официальном сайте учреждения.

- Никогда не перезванивайте на номер, который продиктовал вам звонящий, - напоминают сотрудники полиции. - Следует учитывать, что современные технологии позволяют "камуфлировать" номер, с которого звонят или рассылают сообщения мошенники. В результате у потенциальной жертвы на экране телефона отражается "короткий" номер банка или набор цифр, схожий с номером официального кол-центра.

Понятно, что если подобные аферы попадают в официальный документооборот сотрудников правоохранительных органов, то уголовные дела дойдут до логического завершения. Но ведь не секрет, что далеко не все аналогичные правонарушения протоколируются.

На днях в редакцию "РГ" обратился нижегородец, который рассказал о звонке якобы из военкомата: девушка попросила явиться с военным билетом, уточнить сведения "на случай мобилизации и военного положения".

Мужчина рассказал, что звонок поступил с номера сотового телефона, а не с городского: это сразу насторожило. Девушка назвала его по имени и отчеству, потом продиктовала адрес и попросила прийти в районный военкомат.

- Общение с военкоматом обычно происходит более официально: как минимум нужна повестка, - усомнился нижегородец и попросил внести ясность в этот вопрос, предполагая, что подобными звонками могут донимать и других мужчин. Корреспондент "РГ" решил выяснить, действительно ли сейчас нужно "уточнять данные" тем, кто находится в резерве.

В военном комиссариате Нижегородской области сообщили, что никаких распоряжений на этот счет не поступало: "По всей видимости, звонок - это обычная разводка". То же самое сказали и в военном комиссариате Удмуртской Республики.

- Официально заявляем: никаких вызовов граждан, пребывающих в запасе, в военные комиссариаты Министерство обороны России не проводит и не планирует. Никакими обзвонами мы не занимаемся. А если вам позвонили, то сохраните номер и уточните у звонившего, из какого конкретно комиссариата он звонит, как его должность и фамилия. Обычно после таких вопросов звонившие кладут трубку, - пояснил заместитель военного комиссара Удмуртской Республики Рустам Маликов.

Эта история со звонком из "военкомата" дальше редакции не ушла. Чего хотел добиться звонивший - остается только догадываться. Наказать бы такого злоумышленника, но... Как правило, люди, подвергшиеся тому или иному обману, не повлекшему существенных материальных потерь, прощают мошенников и не обращаются в полицию. Срабатывает и стереотип "себе дороже выйдет": на поиск справедливости потратишь столько сил и времени, что потом пожалеешь.

Так ли это? Что нужно сделать, чтобы хотя бы попытаться наказать злоумышленников?

Об этом рассказывает Олеся Шулева, адвокат из Нижнего Новгорода. На ее электронный кошелек, к слову, тоже не однажды нацеливались мошенники.

- Даже если деньги мошенникам вы не перевели, в отношении вас все равно было совершено противоправное действие: покушение на мошенничество, - говорит она. - Чтобы помочь правоохранительным органам найти злоумышленников, рекомендую записать общение с мошенником на диктофон - загрузить программу в телефон несложно. Задавайте разные вопросы, заставляйте произносить как можно больше слов - все это пригодится, когда их найдут, ведь по голосу можно будет провести экспертизу и привлечь к ответственности исполнителей, сохраните детализацию вызовов за этот день. Затем напишите заявление в полицию, где укажите свой номер и номер злоумышленников, укажите, что у вас имеется запись разговора. Найти преступников будет сложно, но если обращений поступит много, это облегчит полиции работу с базой номеров и поможет пресекать преступные схемы.

Тем временем

Кировские полицейские задержали подозреваемых в серии мошенничеств в отношении пожилых кировчан. Злоумышленники звонили потерпевшим на домашние телефоны и представлялись близкими родственниками. В разговорах чаще всего "дочери" сообщали, что стали виновниками дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими, на компенсацию ущерба срочно нужны деньги, которые нужно передать курьеру.

В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий сотрудники органов внутренних дел пришли к выводу, что к совершению преступлений могут быть причастны жители Казани. Выехав в командировку, следственно-оперативная группа задержала двух молодых людей и доставила их в Киров для проведения следственных действий.

Подозреваемые сознались в содеянном, оба молодых человека, как выяснили полицейские, передавали полученные деньги одному куратору - в настоящее время устанавливается его личность и местонахождение, а также личности иных причастных к совершению хищений лиц.