13.04.2022 10:14
    Поделиться

    Кубанский казачий хор спел для петербуржцев свои лучшие песни

    Государственный академический Кубанский казачий хор - двухвековая история казачества России и всей страны. Победы и поражения, горе и радость, служение Родине и верная любовь. Все это собрано и переплетено в песнях. Таких, что могут и за душу взять, и с ног сбить, и к жизни вернуть. Это один из самых удивительных певческих коллективов страны. В октябре этого года ему исполнится 211 лет, а последние почти полвека - точнее, 48 лет - им руководит народный артист России и Украины, дважды лауреат Госпремии, орденоносец и Герой Труда России и дважды Герой Труда Кубани Виктор Гаврилович Захарченко.
    Святослав Акимов/ РГ

    Прославленные казаки дали в Петербурге три концерта, а в перерыве между выступлениями нашли время заглянуть в редакцию "Российской газеты". В разговоре участвовали первый заместитель генерального директора, полный тезка и внук легендарного руководителя Виктор Захарченко, помощник художественного руководителя Виктория Захарченко и главный хормейстер коллектива Андрей Кобельков.

    Кубанский казачий хор официально признан особо ценным объектом культурного достояния Краснодарского края. Сложно ли нести такую славу?

    Виктория Захарченко: Трудно. В первую очередь духовно. Ведь зритель, приходя на концерт, не ставит для себя первоочередной задачей как-то образовываться и расти. А наши песни - это не только "Распрягайте, хлопцы, коней" или "Варэнички". В них есть и патриотизм, и любовь, и духовное пение. А людям, как правило, хочется чего-то попроще. Большинство уже привыкли видеть на сцене дым, грохочущую музыку и бессмысленные тексты.

    Но сейчас время, когда мы просто обязаны держать высоко заданную планку. И наш художественный руководитель, Виктор Гаврилович Захарченко, очень четко это понимает и не дает нам свернуть в сторону. Ведь в песне главное - не какой костюм ты наденешь, а что у тебя внутри, что ты понесешь людям. Это нужно постоянно взращивать в себе и помнить, кто ты, что у тебя за душой, в чем твоя основа.

    В названии хора есть слово "казачий". Придерживаетесь ли вы правил жизни казачества?

    Виктор Захарченко: Мы являемся одним из национальных коллективов, которые зарегистрированы в казачьем реестре, и у нас есть свой курень и знамя хора. Среди нас есть потомственные казаки. В прошлом году мужчины участвовали в военно-полевых сборах. И, конечно, мы придерживаемся казачьих правил. Это традиция.

    На концерте прозвучало несколько песен на украинском языке, которые, кстати, очень тепло принимали.

    Виктория Захарченко: В нашем репертуаре много украинских песен. Мы же правопреемники Войскового певческого хора, в репертуаре которого были и малороссийские песни. Их и цари слушали, восхищались. Мы унаследовали право их исполнения. Хотя сейчас некоторым участникам коллектива, в том числе и народному артисту Украины Виктору Захарченко, въезд в эту страну запрещен.

    Андрей Кобельков: Мы поем песни нашей страны. И наши певцы - тоже со всей России. Есть северяне, жители Нижнего Новгорода, уроженцы кавказских республик - и казаки, конечно. Певец с самым низким голосом - бас-профундо - из архангельских поморов. Очень разные люди по темпераменту, по манере исполнения, даже по музыкальному образованию. И все такие разные, мы работаем вместе, заряжаясь друг от друга энергией.

    Кстати, Виктор Гаврилович - не только народный артист России и Украины, но еще и обладатель награды за вклад в культуру Белоруссии, а наш коллектив имеет орден Дружбы народов. Будем ли мы при этом что-то исключать из своей программы? Ответ очевиден.

    Хор, основанный в 1811 году, не раз испытывал и падения, и взлеты. Было время, когда коллектив состоял всего из нескольких человек. Сколько вас сегодня?

    Виктор Захарченко: Да, в нашей истории было разное. В 1921 году основной состав хора эмигрировал, и 10 лет находился в зарубежных гастролях. Судя по сохранившимся документам, пел по всему миру. В 1936 году коллектив в России начал возрождаться заново. Интересно, что художественным руководителем стал тот же человек, который и в имперское время занимал эту должность.

    В 1974 году Казачий хор, который переживал тогда не лучшие времена, возглавил Виктор Гаврилович. К тому моменту люди уходили из коллектива, и к приезду нового руководителя заявление принес на увольнение последний баянист. Но уже через год хор показал себя коллективом со своим лицом, занял первое место среди всех национальных коллективов страны. С тех пор право на свое направление и ярко выраженное лицо стало нашей отличительной чертой. Мы не боимся делать то, что делаем.

    Сегодня в хоре около 75 человек, еще 20 - оркестровая группа и 40 танцоров. Есть еще и свой оркестр камерной музыки, который сейчас возрождается. Но кроме творческого коллектива, есть еще и другие, хозяйственно-вспомогательные службы, без которых мы существовать не можем. Они тоже наша семья.

    Бывая в Петербурге, вы стараетесь обязательно спеть в Государственной академической Капелле. Почему?

    Виктор Захарченко: К Капелле у нас особое отношение. Дело в том, что по традиции руководители казачьего хора обучались именно в Капелле. А один из регентов Казачьего певческого хора даже был в свое время назначен руководителем Мариинского театра.

    Виктория Захарченко: В этом зале очень хорошая акустика, работать там одно удовольствие. Каждая площадка, конечно, требует своего репертуара. Но программу выступления мы почти не меняли - лишь убрали танцевальные номера и добавили духовные песнопения. Камерность и торжественность помещения создают особую атмосферу для выступления, дивертисменты слушаются легче.

    Ваш хор имеет право петь даже в храмах?

    Виктория Захарченко: Да. На православное пение нас благословил Патриарх Алексий II, когда однажды услышал наше выступление. С тех пор мы поем на службах в храмах. В том числе с участием митрополита. Нас приглашают на открытие новых храмов.

    Куда направляетесь после Петербурга?

    Виктор Захарченко: Сначала домой, у нас четыре концерта на своей родной сцене в Краснодаре, потом примем участие в съемках юбилейной передачи "Играй, гармонь!" в Кремлевском дворце, в Москве. После чего у нас маленький тур по городам средней полосы России. Споем на пасхальной службе. После чего будем репетировать программу к годовщине Великой Победы.

    Виктория Захарченко: И по-прежнему будем делать все для того, чтобы после наших концертов наши слушатели, жители страны чувствовали себя единым народом. У нас в репертуаре есть песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, где есть слова: "Пока жива Россия, вместе петь и плакать нам". Надеюсь, что мы все-таки будем меньше плакать, а больше петь и радоваться.

    Ключевой вопрос

    Повлияли ли события последнего времени на подбор репертуара, с которым вы приехали в Петербург?

    Андрей Кобельков: После начала событий на Украине мы ввели в концерт исполнение двух гимнов - России и Кубани. Но в остальном все песни, прозвучавшие в Петербурге, - в нашем постоянном репертуаре. И даже то, что выглядит сегодня нововведением, приуроченным к текущим событиям, таким не является. Например, песня "Русские мы", в которой строки: "со всех мест и границ, сел, аулов и станиц собрались под родные знамена…", написана Виктором Гавриловичем более 20 лет назад. Но сегодня, согласитесь, актуальна как никогда.

    Виктория Захарченко: Составляя программу, мы рассчитывали на встречу с эрудированным и культурным зрителем, умеющим слушать. И по реакции зала было видно, что нас действительно поняли. На каждом выступлении мы хотим, чтобы в сердце слушателей поселилась благодать. Если человек задумался, или улыбнулся, или у него слеза навернулась, значит, мы его взяли за живое.

    Поделиться