Эксперты дали рецепты устранения кадрового голода в ИТ-сфере

На санкции у страны ответ один: сделаем сами. Но одно дело - выдать на-гора больше пшеницы, бетона, угля, сахара, наконец. И совсем другое - информационные технологии, где наше отставание очень заметно ввиду того, что мы положились на западные разработки, к тому же именно из этой сферы всегда наблюдается наибольшая утечка мозгов.
Константин Завражин/РГ

Как сегодня ввиду острой необходимости ускоренного развития ИT-сферы быстро восполнить дефицит кадров? Что нужно для скоростного развития? Сегодня об апгрейде образовательных программ в области информационных технологий размышляют специалисты крупнейших вузов юга страны.

Из химиков - в программисты

Александр Хоперсков, доктор физматнаук, профессор, завкафедрой информационных систем и компьютерного моделирования, Волгоградский государственный университет:

- Одна из основных проблем ИT-образования связана с очень быстрыми технологическими изменениями в этой индустрии, уже за шесть лет обучения (бакалавриат плюс магистратура) многие практические знания устаревают. Как избежать этого? Опыт нашей работы показывает, что фундаментальная математическая подготовка на младших курсах во многом решает эту проблему, поскольку формирует алгоритмическое мышление, без которого программисту работать невозможно, и позволяет эффективно развивать навыки.

Для меня очевидна необходимость перехода на пятилетнее инженерное высшее образование. Болонская система дала возможность перехода после окончания бакалавриата выбрать принципиально новое направление: учился на лингвиста или химика, пошел в магистратуру на программиста (исправил ошибку, допущенную в 17 лет). 20-летний опыт показал наивность ожиданий от такого обучения. В магистратуре программной инженерии учились и бакалавры английского языка, и физики, и даже биотехнолог. Правда, таких случаев было очень мало, но главное, их нельзя назвать успешными. Среди ИT-магистрантов преобладают бакалавры по близким направлениям, многие из которых уже работают ИT-индустрии в сильно различающихся сферах, от веб-дизайна до программирования станков с ЧПУ. Как и чему учить в массовой двухлетней магистратуре в этих условиях, мало понятно. Удачные примеры в стране связаны только с целевой подготовкой или переподготовкой для очень крупных фирм и скорее являются исключением. Поэтому переход на пятилетний специалитет по всем ИT-направлениям - насущная задача.

Искандар Ажмухамедов, доктор технических наук, профессор, декан факультета цифровых технологий и кибербезопасности, Астраханский государственный университет:

- В последнее время активизировались разговоры о возможной отмене системы "бакалавриат плюс магистратура" и возврате к традиционному специалитету. Учитывая состояние ИТ-образования, такой шаг видится мне оправданным. Опыт показывает: чтобы подготовить ИТ-специалиста с необходимым набором компетенций, требуется гораздо больше часов на профильные дисциплины и дополнительные курсы, чем предусмотрено четырехлетней программой бакалавриата.

Александр Хоперсков: Скажу еще о проблеме очень маленьких, символических стипендий, она особенно остра для ИT-направлений. Студенты вынуждены подрабатывать, и это тот редкий случай, когда даже на первых курсах они могут работать по специальности. Студента-юриста или экономиста не возьмут юристом или бухгалтером. Программист, тестировщик ПО, системный администратор без высшего образования, особенно в маленьких фирмах, - явление распространенное. Но карьера таких студентов в университете очень часто печальна.

Еще более остра проблема стипендий у аспирантов, которые через 10 -20 лет должны быть фундаментом университетов, это наиболее подготовленные творческие выпускники. Успешный аспирант производит научно-технической продукции в среднем больше, чем старший научный сотрудник, но при этом почти бесплатно.

Понимание того, что ИТ-сфера является критически важной, привело к сильному увеличению числа бюджетных мест (в 1,5 - 2 раза), которые государство выделяло в последние годы практически всем университетам, ведущим подготовку по информатике и вычислительной технике и близким компьютерным направлениям. Очевидно, это не лучшим образом влияет на качество образования. Думаю, резкое увеличение числа бюджетных мест не приведет к заметному увеличению числа качественных специалистов, которые и определяют успехи российской ИT-отрасли. Высшее образование, как и среднее, является инерционной системой, это связано с долгим циклом воспроизводства - 10 лет с учетом аспирантуры. К тому же высшее образование начинается в школе, по крайней мере два-три последних года создают возможность успешной учебы в университете. Тот факт, что доля школьников, выбирающих профильные ЕГЭ по информатике и физике, растет очень медленно, говорит о том, что начинать нужно с усиления этих предметов, а также математики, в школе.

Зачем идти в школу?

Искандар Ажмухамедов: Хотелось бы сразу поддержать коллегу. Для качественного развития отрасли информационных технологий, с моей точки зрения, необходимы серьезные изменения в системе ИТ-образования на всех уровнях.

Начинать, убежден, нужно со школы. По опыту общения с абитуриентами и студентами вижу, какие сложности с профессиональными преподавателями информатики испытывают даже городские школы, что уж говорить о сельских. Даже если в школу пришел молодой дипломированный специалист, далеко не факт, что он задержится надолго, ведь в ИТ-отрасли велик выбор мест работы, которые оплачиваются значительно выше. Таким образом, необходимо установить достойную зарплату тем, кто преподает информатику в школах, колледжах и вузах.

Отдельная программа необходима для удержания на рабочих местах сельских учителей. Ситуация, когда уроки информатики по совместительству ведет в лучшем случае биолог, а в худшем - трудовик, должна навсегда уйти в прошлое.

Имран Акперов, доктор экономических наук, профессор, ректор, Южный университет (ИУБиП):

- Вопрос подготовки кадров для цифровой экономики на повестке дня стоит не первый год. И увеличением числа бюджетных мест в вузах для ИT-специальностей его, к сожалению, полностью не решить. Требуется пересмотр начинки образовательных программ. Необходимо переработать программы с учетом цифровой компетентности, изменить системный подход в читаемых курсах. Для этого мы адаптировали программы, перешли к гибридному подходу в образовательном процессе.

Выпускники вузов не рвутся в педагогику, так как ставка преподавателя не способна конкурировать со ставкой джуниор-разработчика. Практики, работающие по профилю, также не интересуются преподавательской деятельностью. У них оптимальная загрузка по основному виду работы, много интересных проектов, нет времени и желания тратить свободные часы на преподавание.

Павел Махно, проректор по образовательной деятельности и информационным технологиям, Южный федеральный университет:

- Поднята важная проблема подготовки школьников. У нас источником будущих абитуриентов стала Воскресная компьютерная школа, в которой ежегодно учатся до 800 молодых людей, с шестого по 11-й класс. Им предлагают на выбор семь различных годовых курсов, продолжающих друг друга, в том числе три последовательных курса программирования: от основ на языке Паскаль до серьезных проектов на Python и C#. Для старта в мир программирования здесь используется наша собственная разработка - современный компилятор языка PascalABC.Net.

В Таганроге для школьников открыта "Школа::Кода", школа компьютерной грамотности. Также в ЮФУ предлагают программы ДПО для школьников, соревнования WorldSkills, научные конференции. Это позволяет дать абитуриентам современное видение отрасли, заинтересовать их в поступлении на ИT-направления.

Наибольшей популярностью пользуется программная инженерия, прикладная математика и информатика, информационная безопасность. Количество первокурсников, поступивших в ЮФУ на факультеты, где изучаются современные информационные технологии, увеличивается уже несколько лет подряд. Только в Инженерно-технологической академии ЮФУ в Таганроге по таким программам, как информационные системы и технологии, программная инженерия, информационная безопасность, сегодня обучаются более 2 500 студентов.

Не изобретая велосипед

Александр Хоперсков: Ситуация для отечественной разработки программного обеспечения уникальна из-за огромных новых потребностей и необходимости создавать почти весь спектр программного обеспечения, от операционных систем до сред разработки, СУБД и прикладных пакетов для научных исследований. Поскольку разработку нужно вести не с нуля, не путем проб и ошибок, которым прошла мировая индустрия, то это несомненное преимущество для нас. Проблемой является ограниченность нашего внутреннего рынка, поэтому нужна государственная поддержка на первых этапах и параллельное продвижение на рынки стран, которые опасаются американского давления. Правительством сделаны первые важные шаги для облегчения ведения ИT-бизнеса у нас в стране, думаю, что роль госзаказа вначале должна быть определяющей, чтобы выделить приоритетные потребности. Нам нужно больше крупных фирм, специализирующихся на разных сегментах ИT-рынка, и сейчас тот момент, когда удача может сопутствовать молодым командам, начинающим такое крупное дело.

Университеты должны взять на себя разработку, в первую очередь, наукоемкого отечественного программного обеспечения моделирования сложных технических и природных объектов и процессов. Усилия сотрудников Волгоградского госуниверситета направлены на создание аппаратно-программных систем для моделирования гидродинамических, тепловых процессов, электромагнитных полей для различных технических приложений. Например, применение вычислительных экспериментов повышает качество и оптимизирует затраты аддитивного производства, связанного с 3D-моделированием и печатью на принтерах по металлу. Это направление представляется ведущим в нашем университетском инжиниринговом центре "Теленово", важным для привлечения студентов к научно-исследовательским разработкам в условиях реального производства.

Владимир Колодкин, проректор по учебной работе, ДГТУ:

- Несмотря на обилие ИT‑профилей в вузах, стоит учитывать, что подготовка ИT‑специалистов базируется на понимании парадигм и подходов, практически не зависимых от конкретного языка программировании или фреймворка. В условиях, когда цифровизация проникает во все области человеческой деятельности, готовить людей под конкретный стек технологий или конкретный язык программирования - задача среднего профессионального, а не высшего образования.

Мы обучаем людей адаптироваться к различным условиям и самообучаться в зависимости от конкретного запроса. В этом ключе наши планируемые выпускники смогут занимать как позиции системных аналитиков, так и позиции DevOps-инженеров или руководителей проектов. Учитывая это, мы осуществляем набор не по уровню начальных знаний в некоторой узкой области, а по способности быстро развиваться, адаптироваться и коммуницировать.

Весь процесс обучения построен на принципах проектной и командной работы. В основе образовательного подхода лежат модули - комплексные структуры, включающие сразу несколько дисциплин и формируемые вокруг реальной инженерной задачи. Таким образом студент изучает теоретический базис не "на будущее", а с целью его незамедлительного применения на практике.

С прошлого года в вузе запустили процесс поэтапной трансформации бакалавриата. Мы назвали его проектом "Т‑университет". Первый набор студентов составил 400 человек различных направлений подготовки, 20 процентов которых - это бакалавры ИT‑специальностей. Начиная с первого курса, они получают представление о полной картине мира, так как изучают образовательные модули по естественным, гуманитарным, общественным, техническим и другим наукам. Ведь успешным может стать только ИT‑специалист, который не только умеет писать программный код, но и понимает специфику той области, для которой он пишется. Одновременно ребята изучают один из современных языков программирования, знакомятся с инструментами для работы в интернете.

Так, например, студенты составили программу для автоматического учета имеющегося в университете оборудования, а также контроля за его выдачей и возвратом. Конечно, проще было бы воспользоваться готовыми решениями, но простая покупка программного обеспечения не позволила бы развить интерес студентов к своей будущей профессии и не дала бы возможность первокурсникам начать формирование своего портфолио, необходимого для будущего трудоустройства..

Акцент

Имран Акперов:

Не секрет, что для выпускника-программиста границы перестают играть сдерживающую роль. Его профессия позволяет сотрудничать с работодателями из разных стран. И вот это и будет проблемой: необходимо не только подготовить, разработать и внедрить программы, но и удержать этих ребят в стране.

Для этого необходимо усиливать патриотическое воспитание молодежи и делать упор на формирование и развитие цифровой грамотности, компетенций и цифровой культуры. Мы надеемся, достичь этих целей сможет созданный на базе нашего университета областной методологический центр цифровизации личности и межсетевой региональный центр профессиональной ориентации. Главная его задача - объединить реализующиеся в регионе проекты в области профориентации в единую систему и вовлечь в них максимальное число школьников с помощью эффективных онлайн-инструментов. Областной центр занимается созданием яркого, привлекательного профориентационного контента для детей и родителей, его распространением в интернете и в школах.