По словам члена штаба экскурсовода Наталии Крутиковой, изначально крыльцо дома, построенного в начале XX века, было углублено.
- Тогдашние строительные нормы определяли размер лестниц, - поясняет она.
Активист также допустила, что при возведении уродующего вид здания крыльца, которое загромоздило половину тротуара, были нарушены правила благоустройства.
Интересно, что в соответствии с изданным в 2018 году приказом Госкомитета по охране культурного наследия РК (ныне одноименный департамент в составе регионального Минкультуры) на территории здания запрещены строительные работы, не связанные с сохранением объекта, а также хозяйственная деятельность, ведущая к разрушению и искажению внешнего облика здания.
Несколько лет назад Наталии Александровне удалось спасти карниз здания, в котором находится известный театр-студия кукол "Марионетки".
- Несмотря на то, что здание, бывший дом купца Васильева, не поставлено на учет как объект культурного наследия, оно, по счастью, стоит в границах охранной зоны памятника архитектуры национального значения - комплекса "Текие дервишей" (согласно решению Крымского облисполкома от 22 мая 1979 года), - рассказывает она. - А в соответствии с решением того же облисполкома от 18 декабря 1984-го - в комплексной зоне средневекового исторического ядра города. Там проводили ремонт. По проекту планировалось снести выполненный из ракушечника карниз при перекрытии крыши и налить такой же, только бетонный. Спрашивается, зачем? Кровельщики сами недоумевали. Впрочем, бетонные работы хорошо оплачиваются. Нас спасли эти документы. Ссылка на них при обращении в Госкомнаследия Крыма заставила в итоге внести коррективы в проект. Однако удивительно, как вообще могло родиться решение демонтировать карниз, учитывая, что проект проходил различные строительные экспертизы.
Свою лепту Крутикова три года назад внесла и в спасение от дальнейшего уничтожения другого памятника архитектуры - построенного в начале прошлого века дома евпаторийского купца Арона Шакая, в котором в советское и постсоветское время располагался городской суд. Домом "прекраснейшей архитектуры" называл его тогдашний городской голова Евпатории Семен Дуван, сам владелец шикарной недвижимости.
- Летом 2019 года я оказалась около здания и, услышав, как внутри кто-то громит оконные стекла, вызвала полицию, - рассказывает Наталия Александровна. - Двери дома были нараспашку. Внутри орудовали малолетние хулиганы. В результате почти через неделю после инцидента двери заколотили варварским образом! Теперь их реставрация будет стоит значительно дороже.
Оказалось, что длительное время и ворота, и входные двери объекта культурного наследия регионального значения оставались всего лишь прикрыты. Притом, что, находясь в муниципальной собственности, здание было в ведении местной администрации. Последняя же обязана следить за его сохранностью, содержать и поддерживать "в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии". Примечательно, что спустя несколько дней после битья стекол в доме Шакая произошло несколько пожаров. И только потом "проснувшаяся" мэрия обеспечила охрану здания, а со временем передала его в аренду.
Впрочем, о "бережном" отношении местной власти к памятникам архитектуры можно судить по пластиковым окнам в Доме врача Туршу на улице Революции, включенном в реестр объектов культурного наследия. В здании, где по горькой иронии судьбы размещается местное управление культуры и межнациональных отношений, старинные деревянные оконные рамы заменили на безобразный пластик.
По словам Крутиковой, безотлагательной реставрации в городе требуют такие памятники архитектуры, как городской театр, доходный дом градоначальника Семена Дувана, так называемый дом с оленем, дом Нахшунова, здание бывшей гостиницы "Бо-Риваж", о котором мы ранее писали подробно ("Бесхозный "Бо-Риваж", "РГ-Неделя-Крым", N 45(8693)).
- В Евпатории сохранилось немало памятников южнобережного модерна, - говорит член "Штаба". - Они являют собой фантазии авторов, заказчиков и проектировщиков, стремившихся сделать так, чтобы прибывающие на курорт люди попадали в сказку. Курорт - это не только полоса пляжей, это еще и урбанистическая история, создающая отличие одного места от другого. Поэтому берег моря должен быть оправлен красиво. Очень многие города давно уже потеряли свое наследие. У нас оно еще есть. Эта красота работает на воспитание подрастающего поколения как нельзя лучше. Дети должны расти в красоте.
Виктория Струнина, руководитель "Штаба архитектора Генриха":
- Наш штаб образовался, когда я работала над путеводителем по пешеходному туристическому маршруту "Малый Иерусалим". В процессе приходилось обращаться за помощью к совершенно разным людям, некоторые оказались единомышленниками в отношении к исторической и культурной памяти. Наиболее плотно костяк движения стал работать осенью 2019 года, когда мы готовились провести научную конференцию к 150-летию бывшего городского архитектора Евпатории Адама Генриха. Работа штаба включает в себя как изучение истории и популяризацию Евпатории (работа в архивах, музеях, издание публикаций), так и деятельность, нацеленную на охрану объектов культурного наследия.
Справка "РГ"
Адам Генрих (1869-1944) - архитектор, создатель архитектурного облика Евпатории (по составленному им в конце XIX столетия генплану город развивался почти весь прошлый век). Будучи 25 лет главным архитектором, Генрих застроил Евпаторию типичными для конца ХIХ - начала ХХ века зданиями в стиле модерн: почти всю улицу Дувановскую, часть улиц Караева (Морскую) и Революции (Лазаревскую). Модерн в Евпатории отличает эклектичная смесь разнообразных комбинаций: здесь можно встретить здания и с псевдорусскими мотивами, и с элементами античного стиля и декора и даже мавританской экзотики.
До наших дней сохранилось около 20 зданий, спроектированных Генрихом. Среди них городской театр (в соавторстве с Павлом Сеферовым), мужская и женская гимназии (ныне здания гимназии имени Ильи Сельвинского и Крымского ТЮЗа), Свято-Ильинский храм, дома Федора Овчинникова и Юфуды Гелеловича (ныне здания городской администрации и Евпаторийского краеведческого музея соответственно).