О промышленном туризме активно стали говорить не так давно. Неужели его не было в прошлые времена, в советскую эпоху?
Михаил Мальцев: В том или ином виде он существовал столько, сколько существовала промышленность. Например, демонстрировали производства представителям власти или, выражаясь современными словами, инвесторам. Проводили экскурсии на предприятия для школьников и студентов. Но промышленный туризм именно как часть туристической индустрии развит не был, это новое веяние, появившееся в 2016-2017 годах. Для нашей страны отправной точкой можно считать учреждение совета по развитию промышленного туризма, которое произошло в Екатеринбурге в рамках осенней выставки EXPOTRAVEL. Там был избран совет, в состав которого вошли представители власти, общественных объединений, туристических компаний, высших учебных заведений и различных предприятий. Среди членов совета были четыре заместителя губернаторов, мэры крупных городов (в том числе Нижнего Тагила и Златоуста), руководители крупнейших предприятий, включая Уралвагонзавод и НТМК. У государства была задача придать импульс и нужный вектор этому направлению, в этом и была цель создания совета. Также было необходимо решить целый ряд вопросов, например с допуском, с безопасностью.
Внутри самого промышленного туризма профессионалы выделяют какие-то направления? Допустим, посещение винного завода или сыроварни - это тоже промышленный туризм?
Михаил Мальцев: Безусловно, да. Это в чистом виде промышленный туризм. И, конечно, у него выделяют разные направления. Например, на Белоярской АЭС, где мы проводили экскурсию, и на Уралвагонзаводе акценты были совершенно разные. На градообразующих предприятиях такой туризм нужен, чтобы избежать оттока молодежи, помочь с профориентацией. Есть еще одна задача - задействовать пенсионеров, организовать передачу традиций. Если говорить о малых предприятиях типа пекарен, туризм помогает в реализации и популяризации их продукции. Отдельное направление - промышленная археология. Речь идет об осмыслении Демидовского, Строгановского наследия.
Какие регионы страны уже добились чего-то в развитии промышленного туризма и в чем они конкретно преуспели?
Михаил Мальцев: Лидирует, на мой взгляд, Челябинская область. Хотя Калужская, Свердловская и Калининградская области тоже серьезно работают в этом направлении.
Челябинская и Свердловская области - это промышленные регионы. А что в Калуге?
Михаил Мальцев: Там великолепная линейка экскурсий, например, на предприятия автомобилестроения. Все выстроено достойно и интересно.
Регионы специализируются на тех направлениях, в которых их промышленность развита сильнее всего?
Михаил Мальцев: Далеко не всегда. Все зависит от открытости и желания руководителей предприятий, без их заинтересованности туризм развивать невозможно. Успехи в развитии промтуризма связаны и с поддержкой государства.
Мы взаимодействуем с рядом госкорпораций и Ростуризмом, большое содействие оказывают наши основные партнеры, федеральная и уральская торгово-промышленные палаты.
В каких регионах РФ уже можно посмотреть что-нибудь без особых хлопот?
Михаил Мальцев: Если мы говорим о Свердловской и Челябинской областях, то не все замыкается на металлургии. У нас есть великолепные кондитерские производства, предприятия легкой промышленности. Если говорить о Кубани или Крыме, там охотно принимают гостей винные производства. В Калининграде можно увидеть объекты промышленной археологии - старые предприятия Кенигсберга. И, безусловно, янтарный комбинат. В Челябинской области очень популярна великолепная экскурсия на Златоустовскую оружейную фабрику. Это предприятие когда-то посещали три российских императора! Здесь уже не просто металлургия, это ближе к искусству, традициям. В Свердловской области туристов принимают несколько гончарных предприятий.
Существуют ли в нашей стране маршруты промтуризма, которые охватывают несколько производств?
Михаил Мальцев: Да, конечно, такие программы есть, в том числе и в нашей области. Например, с посещением НТМК и Качканарского ГОКа. Есть маршруты, в которые включены несколько областей.
Как туристу познакомиться с деятельностью предприятия, которое интересно? Как туда попасть?
Михаил Мальцев: Вместе с нашими коллегами мы в ближайшее время создадим единую карту промышленного туризма - информационный ресурс, где можно будет подобрать туры по направлению, географии и цене с указанием находящихся рядом отелей и хостелов. База данных будет постоянно пополняться. В дальнейшем проект должен обзавестись своим мобильным приложением.
Пока такие ресурсы не созданы, как поступать?
Михаил Мальцев: В первую очередь обратиться в туристическую компанию, которая предлагает такие услуги. Также можно связаться с самим предприятием.
Ангелина Чеканова, пиар-менеджер агрофирмы "Ариант":
- Наша компания на протяжении нескольких лет проводит экскурсии по предприятию. Мы рассказываем о каждом этапе производства, любая экскурсия сопровождается дегустацией фирменной продукции, в том числе вкусных новинок, что позволяет нашим гостям почувствовать себя причастными к созданию деликатесов. Это направление нашей работы пользуется большой популярностью. Демонстрация разных этапов производства позволяет компании повысить уровень доверия потребителя, привлечь для работы на предприятии молодых высококлассных специалистов, показать молодым людям, что работа на агрофирме может быть не только интересной, прибыльной, но и комфортной.
Три маршрута от Михаила Мальцева:
- для мужчин - Златоустовская оружейная фабрика;
- для женщин - Калининградский янтарный комбинат;
- для детей - Пермская кондитерская фабрика.