- Прогноз мирового энергобаланса показывает рост спроса на газ к 2050 году на 30 процентов, на нефть он стабилизируется не ниже уровня 2022 года. Текущие проекты обеспечивают потребность не более чем на треть, - возражает гендиректор Госкомиссии по запасам полезных ископаемых Игорь Шпуров. - Меняется логистика углеводородов, но добычу сокращать нельзя, иначе мы просто потеряем компетенции в нефтегазовом сервисе, накопленные за последние 10-15 лет.
Среди вариантов, которые помогут пережить кризис, - создание подземных нефтехранилищ в солевых отложениях на глубине от 500 до 1500 метров. Геоанализ показывает, что такие объекты можно соорудить в Прикаспийском, Волго-Уральском, Северо-Кавказском, Центральном и Калининградском бассейнах. США хранит таким способом свыше 100 миллионов тонн нефти, российские "склады" могут быть даже больше. Одна из крупных компаний ТЭК реализует подобный проект к 2023 году. Чтобы привлечь инвесторов, предлагается не облагать НДПИ ресурсы, закачиваемые в хранилища.
Кроме того, увеличение добычи в перспективе - это разработка трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ). Стимулировать ее должны новые технологические решения и налоговые льготы. За счет ТрИЗ страна может вовлечь в оборот 18,4 миллиарда тонн нефти и 14-15 триллионов кубометров газа. От этого зависит стабильность экономики и социальной сферы, сохранение рабочих мест в старых промысловых районах. В новых же снизить экономические и экологические риски можно путем создания кластеров.
Управляющий директор консалтинговой компании Григорий Выгон предлагает трезво оценивать риски: до 2025 года европейцы смогут заместить до 50 миллиардов кубометров российского трубопроводного газа поставками СПГ из Катара и США. К 2030-му - до 150 миллиардов. Вместе с тем Юго-Восточной Азии потребуется на 35 миллиардов кубов больше, и эту нишу нужно занять.
По мнению эксперта, проекты типа "Сила Сибири" необходимо продолжать, но упор в энергостратегии сделать на СПГ. При кластерном подходе через 8 лет Россия сможет увеличить его экспорт на 65 миллионов тонн, причем основным кластером призван стать Ямал. Для этого надо увеличить пропускную способность Севморпути с 80 до 100-150 миллионов тонн грузов и ускорить строительство газовозов. Проекты СПГ-1 и СПГ-2 обеспечены танкерным флотом до 2025 года, но для наращивания экспорта нужно еще минимум 50 судов.
- В ближайшее время должны быть существенно пересмотрены схемы развития газовой отрасли. Если часть жидких грузов традиционно везли в Азиатско-Тихоокеанский регион через Новороссийск и Балтику, то, может, сейчас имеет смысл везти через Арктику, развивая хаб в Сабетте? - рассуждает губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов.
Также предстоит решить проблему импортозамещения: ранее все заводы СПГ в России комплектовались в основном импортным оборудованием, по отечественному у заказчика были претензии. Впрочем, эксперты считают, что заменить американские и европейские технологии реально: наши инженеры уже во многом разобрались.
Павел Сорокин, заместитель министра энергетики РФ:
- Среди долгосрочных задач - развитие проектов СПГ. Водородная повестка тоже не уходит и в будущем внесет коррективы в экспорт. Среди краткосрочных задач - обеспечение функционирования оборудования в условиях, когда иностранные партнеры не выполняют обязательства по поставке запчастей или техобслуживанию. Сегодняшняя ситуация открывает глаза многим в мире и приведет к новым кооперационным цепочкам. У нас есть примеры удачных стартапов, у предприятий ТЭК накоплены инжиниринговые компетенции - нужна правильная постановка техзадания и методика проверки.