Теплосеть, водоканал или управляющая компания, которые неоднократно заставляют нас мерзнуть, будут рисковать штрафом до 100 тысяч рублей. Такую максимальную планку штрафа предлагает установить правительство страны в поправках ко второму чтению.
В КоАП уже есть статья, наказывающая за "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами". Как отмечает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, размер штрафа, предусмотренный в ней, не индексировался с 2007 года. Сейчас он составляет для юридических лиц от 5 тысяч до 10 тысяч рублей. Проектом же предлагается расширить статью. Для управдомов, не сумевших обеспечить нам уют, штраф останется в тех же размерах. А для ресурсоснабжающих организаций, например, теплосетей и водоканалов, санкции будут повышены. За первое нарушение оштрафуют от 30 тысяч до 50 тысяч.
За повторное нарушение, то есть новое отключение воды или тепла, теплосеть или водоканал заплатят уже штраф на сумму от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
"Правоприменительная практика показала, что действующий размер санкций не является существенным для ресурсоснабжающих организаций. Это порождает, с одной стороны, безответственность руководителей коммунальных компаний, с другой - многочисленные обоснованные жалобы граждан на нарушения нормативов обеспечения коммунальными услугами", - пояснил председатель Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
При этом, по словам авторов проекта, невысокие штрафы позволяют ресурсоснабжающим организациям использовать непредоставление или некачественное предоставление коммунальных услуг как инструмент взыскания задолженностей.
"Например, несколько лет назад жители 74 домов в Краснодаре остались без горячей воды на срок от двух недель до четырех месяцев по причине долгов УК. И подобные случаи повторяются регулярно. При этом страдают и те жители, которые добросовестно оплачивают счета за коммунальные услуги", - рассказал Владимир Груздев.
Он подчеркнул, что принятие предлагаемых изменений является остро актуальным.
Инициаторы проекта - группа депутатов Госдумы - также приводят массу примеров из разных регионов. Где-то без тепла остались инвалиды. Где-то людям несколько недель приходилось сидеть зимой без горячей воды. А где-то люди сидели без горячей воды и по нескольку месяцев, тогда как за окном была минусовая температура. Это непорядок. Коммунальщики, переставшие согревать нас теплом, обязаны за это заплатить.
Еще важный момент: жильцы праве требовать компенсаций в случае, если горячая вода отсутствует сверх допустимых сроков или если ее температура не соответствует установленным нормам.
Согласно правилам, температура горячей воды в кране должна быть не ниже 60 C и не выше 75 C. Однако всегда возникает вопрос, как доказать, что жильцы не придираются на пустом месте, а горячая вода действительно не согревала. Как правило, суды в качестве доказательств принимают акты самих коммунальных служб. А в этих актах срок мучений жильцов обычно несколько занижен.
Так получается не со зла: управдом пришел, зафиксировал и ушел. Что было до того и будет после него, он не знает. Жильцы могут сказать что угодно, а суду и управдому нужны только факты. Как установить истину?
Второй кассационный суд общей юрисдикции недавно особо подчеркнул: факт некачественного оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленным коммунальщиками актом, но и другими доказательствами, предусмотренными Гражданским процессуальным кодексом.
Например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта. Поэтому жильцы вполне могут привести в суд свидетелей, которые подтвердят, что мерзли в гостях.