На европейские поставки приходится 70-80% мелованной бумаги, рассказывает член правления Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Татьяна Иванова. Больше всего такой бумаги поставляли Финляндия (41,8% от всего объема) и Германия (9,8%), сейчас поставка из этих и других стран прекращена. Иванова полагает, что дефицит мелованной бумаги достигнет около 50%. В минцифры считают, что вместо мелованной бумаги можно использовать офсетную, при этом "недостающий объем производства отечественных сортов мелованной, ранее импортировавшийся из ЕС, будет замещаться как ростом производства на отечественных ЦБК, так и переориентацией на импорт из других регионов, прежде всего - из КНР", заявили в ведомстве.
Сейчас внутри страны, по данным ГИПП, производится только 15-20% мелованной бумаги. Такую бумагу варят производители "Камы" и "Илима". В "Каме" "РГ" ответили, что компания сейчас находится на максимуме производственных возможностей. Там же сказали, что проблем с производством нет. "Кама" перестраивает свои логистические цепочки и переориентируется на внутренний рынок. В "Илиме" сообщили, что работают на максимально возможных мощностях и поставляют на российский рынок около 60 тысяч тонн чистоцеллюлозной мелованной бумаги в год.
Издательствам остается переходить с мелованной бумаги на офсетную и газетную и договариваться о поставках с Китаем, Индией и Индонезией, соглашается Иванова. Но эти страны вряд ли смогут быстро компенсировать дефицит в нужном объеме, считает она.
Такого же мнения придерживается и директор издательства детской литературы "Росмэн" Борис Кузнецов. По его оценке, при попытке завезти мелованную бумагу из Китая, происходит увеличение себестоимости минимум на 80%. По его прогнозам, производство отечественной бумаги может быть налажено не раньше, чем через год-полтора. Из-за этого часть изданий выходить перестанут. В "Росмэне" на импортной бумаге печатают 20-25% продукции. Теперь приходится печатать на офсетной бумаге, поэтому "на горизонте года-двух качество и количество изданий будет сокращаться и их разнообразие уменьшится, ухудшится", говорит Кузнецов.
Также трудности есть с самоклеящейся бумагой для детских изданий, которая в России не производится. Об этой проблеме говорит директор издательства "Феникс" Олеся Фартушная. У "Феникса" также есть проблемы и с мелованной бумагой: приходится сокращать количество книг, планируемых к выпуску на такой бумаге, или печатать издание на офсетной. Это нужно для того, чтобы не выросла цена книги. Мелованная бумага малой плотности используется при изготовлении обложек книг в твердом переплете, а большей плотности - при изготовлении обложек для книг в мягком переплете. Ее дефицит сильнее скажется на детских изданиях, журнальной продукции, а также на премиальных и подарочных изданиях, объясняет Фартушная.
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики объявила о запуске комплекса по производству кассовой ленты для предприятий розничной торговли. Один из резидентов свободного порта Владивосток инвестировал в проект 100 миллионов рублей.
- В связи с санкциями осуществление поставок исходного сырья - термобумаги из Европы и Южной Кореи - значительно осложнилось, а некоторые поставщики и вовсе прекратили отгрузки. Как следствие, появился дефицит предложения, - говорит генеральный директор этой организации Марина Крохтина. - Наше же производство полностью оснащено автоматическим высокоскоростным оборудованием, чтобы в самые короткие сроки решить этот вопрос.
Создавая комплекс, компания сделала ставку на сырье из Китая, которое поступает стабильно. На ее складе уже создан достаточный запас как сырья, так и готовой продукции - кассовой ленты - для удовлетворения регионального спроса. Напомним, стоимость такой ленты в последние дни выросла в десять раз, а предприятиям розничной торговли не хватает ее с конца марта. Как следствие, многие магазины стали выдавать покупателям короткие чеки, в которых указана только итоговая сумма покупок без списка товаров и их стоимости. Приостановлена и выдача чеков при безналичной оплате проезда и в общественном транспорте Владивостока. Резидент отмечает, что сейчас рынок термочувствительной чековой ленты находится в стадии переформатирования. Кстати, помимо кассовой ленты будет запущено и производство нового оборудования для выпуска ставшей столь же дефицитной термоэтикетки.
- Это тоже крайне востребованный продукт. Для расширения производственной линейки наша компания приобрела станки для выпуска термоэтикетки - стикеров, которые клеятся на упаковку товара. Как известно, термоэтикетка нужна для маркировки продукции, а также упаковки - на нее можно перенести любое монохромное изображение или текст, в том числе штрих-коды и QR-коды, - пояснила корреспонденту "РГ" Марина Крохтина.
Запущенное производство, оснащенное полностью автоматическим высокоскоростным оборудованием, позволит нивелировать дефицит качественной продукции для термопечати на Дальнем Востоке. Кроме того, предприятие планирует также начать поставки в регионы Сибири.
Подготовила Ольга Журман, Приморский край