Журналисты "РГ" навестили в госпитале Бурденко раненных в ходе спецоперации

В этих палатах лежат ребята, которые защищали Родину. Центральный военный госпиталь им. Бурденко. Еще не выветрилась копоть сражений. "Российская газета" решила поддержать своих защитников.
Юрий Снегирев

Этот госпиталь, основанный еще Петром I, видел многое. Раненые во всех войнах, которые вела Россия, излечивались здесь. А кому не повезло - для тех Введенское кладбище, что неподалеку. Хирургия раневой травмы тогда была в зачатке. Стакан водки - анестезия. Та же водка для антисепсии. Ну и еще стакан для поднятия духа.

Дух у наших воинов запечатлен в соседнем парке. Дух героев 1812 г. в бронзовом памятнике. Дух героев всех войн, которых у русских было предостаточно. Госпитальная площадь в Лефортове это не просто место на карте. Это место боли.

Мы приехали сюда, чтобы поддержать ребят в трудную минуту, сказать им слова уважения и благодарности за мужество и патриотизм. В числе подарков были радиоприемники с возможностью слушать музыку через USB. И к ним флешки с записями Кубанского казачьего хора. "Любо, братцы, любо..." первая песня. Может, для раненых на производстве звучит как-то не очень. Но только не для этих ребят. В общем, нам показалось, попали в камертон.

Я не называю фамилии бойцов по их просьбе. Как рассказал нам главный хирург госпиталя полковник медицинской службы Игорь Онницев, сюда поступают самые тяжелые. И более 90% из них возвращаются в нормальную жизнь. Быть может, не все дальше будут служить в разведке или спецназе, где к здоровью солдат и офицеров особые требования. Но при желании останутся в армии. Этого, судя по разговору с пациентами Онницева, желают многие.

- Спасибо за газеты! Мы там только украинские находили

У окна лежит скромный парнишка. Ефрейтор Кирилл из Набережных Челнов. Попал вместе со своим минометным расчетом под обстрел в Донецкой Народной Республике. Множественные осколочные ранения. Рука подбита. Скоро вставят спицы, чтобы потом срослась кость. При встрече улыбается. Читает Конан Дойла, пока действуют обезболивающие. Одной рукой переворачивает страницы. А если они непослушные, то просит соседа по койке Петю. У него только ноги в гипсе. Переломы и осколки. Их-то удалили, но задеты нервы. Тоже не сахар.

- Сфотографируйте нас на память! - услышал я от медицинских сестер на посту.

Круглые сутки они не отходят он наших ребят. Некоторые часто и ночуют здесь же. Приносят пациентам из дома пирожки и кулебяки. Относятся как к родным. Наталья, Марина и Елена продолжают традиции легендарной Екатерины Бакуниной, которая в Крымскую войну служила сестрой милосердия. О которой хирург Николай Пирогов писал: "Ежедневно днем и ночью можно было застать ее в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты ложились кругом. Она обнаруживала присутствие духа, едва совместимое с женской натурой".

- Мы девушки боевые, - смеется старшая медсестра травматологического отделения Валентина Авакьянц. - И пациенты наши молодцы. Бодро держатся.

Врачи и сестрички относятся к раненным в ходе спецоперации как к родным. Фото: Юрий Снегирев

За 37 лет службы (Валентина Ивановна старшина в запасе) и работы в госпитале Бурденко она не одну войну прошла - выхаживала раненых на Северном Кавказе, в Южной Осетии. Теперь вот помогает участникам спецоперации на Украине. Низкий поклон за то ей и ее коллегам.

- Спасибо за газеты! Мы там на украинском языке находили. Так ничего не понятно. Первый раз читаем нормальную газету!

Многие из лежащих здесь родом из маленьких провинциальных городов, названий иных я раньше и не слышал.

Рядовой Александр вел свой КамАЗ в колонне. Начался обстрел. Осколки буквально изрешетили его.

- Страшно было?

- Да я не успел испугаться, - говорит Саша. - Боли не чувствовал. Нажал на газ. А боль почувствовал, когда колонна остановилась. А потом ничего не помню...

Товарищи вытащили его из КамАЗа. Оказали первую помощь. Потом сразу в эвакуацию. Это, надо сказать, счастливый случай на войне.

Анатолий из спецназа даже перед самой серьезной операцией в свой жизни не пожелал расставаться с тельняшкой. Операция была хирургической. В бою под Мариуполем ему прострелили правую ногу. Так и накладывали гипс в полевом госпитале, не обнажая его натуры.

- Толя, как себя чувствуешь?

- Да отлично!

- Я другого ответа и не ожидал. А невеста есть?

- Настя.

- Приедет?

- Конечно! Попросите, чтобы ее пропустили.

- Пропустят. Не сомневайся.

У Сергея серьезная рана. Кость раздроблена. Врачи обещают его поставить на ноги. Не сразу, но непременно. Вот только служить ему будет затруднительно.

-Такие ребята не должны унывать, - уверен замполит госпиталя Владимир Борисович, - их всегда устроит по службе наше ведомство.

В этот день в госпитале помимо нас были и еще посетители - два офицера-отставника из благотворительного фонда разносили по палатам пакеты с самым необходимым. Врачи говорят, что помогают и другие структуры.

Я как-то писал о слепом майоре Алексее Климове, который служит в калужском военкомате. Занимается воспитательной работой. А почему этим ребятам тоже не заняться молодежью?

Парней, которые сейчас находятся в военных госпиталях с тяжелыми ранениями, представят к боевым наградам. Чем больше больничных палат, тем больше боли. Нашей, общей. Недавно в отделение приходил легендарный генерал-полковник Валерий Баранов. У него нет ноги. Он на протезе станцевал па-де-па с медсестричкой перед ребятами.

Что еще сказать? Жизнь у них только начинается. Другая, вторая.

История

Легенда под красным крестом

"Военная Гошпиталь" была открыта по указу Петра I 25 мая 1706 г. в Лефортове, напротив Немецкой слободы. Это первое в России государственное лечебное учреждение. Чума 1771 г. стала для госпиталя первым серьезным испытанием, с которым врачи справились с честью. Во время Отечественной войны 1812 г. госпиталь принял 17 тыс. раненых, а во время Русско-японской войны -16 тыс. В Первую мировую здесь излечились 376 тыс. солдат и офицеров. Во время Великой Отечественной на крышах нарисовали красные кресты, но вышло наоборот - фашисты неоднократно бомбили госпиталь. Тогда краску смыли. Эти стены помнят величайших российских хирургов, среди которых Н.В. Склифосовский и Н.И. Пирогов.