Минэкономики намерено внести изменения в закон об энергетической безопасности с тем, чтобы в случае серьезного кризиса правительство получило возможность вводить внешнее управление на предприятиях энергетической отрасли, выкупать их, а в крайнем случае и проводить прямую экспроприацию. Как следует из проекта поправок, данные меры предполагается применять в случае, "если существует конкретная опасность, что предприятие не сможет выполнять свои задачи в энергетическом секторе.
Однако поправки выглядят несколько запоздавшими. Министр экономики Роберт Хабек еще в начале апреля объявил о введении внешнего управления в бывшей "дочке" "Газпрома", компании Gazprom Germania GmbH, обосновав это решение необходимостью обеспечить безопасность энергоснабжения. "Хабек предпринял таким образом экстренную операцию, аналогичных которой еще не проводилось в Германии", - отмечало в этой связи издание Wirtschaftswoche.
Полностью передать управление компанией федеральному сетевому агентству, которое регулирует немецкий энергетический рынок, по словам Хабека, планируется к сентябрю текущего года. И вполне вероятно, что, предлагая поправки к закону об энергетической безопасности, минэкономики просто пытается подвести задним числом законодательную базу под уже свершившееся событие. Не исключено, что власти Германии готовятся к изъятию и других российских энергетических активов, находящих на территории страны. Но также вполне вероятно, что поправки имеют своей целью и чисто немецкие компании.
Дискуссии об эмбарго на российский газ приобретают в ЕС все более острый характер, и Германия готовится к возможному прекращению поставок. В конце марта Хабек объявил о введении в действие первого уровня чрезвычайного плана по газу. Пока это означает только усиленный мониторинг ситуации на рынке, но следующие уровни предполагают вмешательство государства и принудительное перераспределение газовых объемов между различными потребителями внутри страны. Согласно плану, наиболее приоритетным в случае кризиса до сих пор считалось обеспечение газом социально значимых организаций и частных домохозяйств. Однако под давлением представителей промышленности, предупреждающих о катастрофических последствиях остановки предприятий, власти, похоже, начинают пересматривать свою позицию.
В опубликованном во вторник еженедельником Zeit интервью, глава федерального сетевого агентства Клаус Мюллер предложил предметно обсудить, насколько вообще реализуемо и обоснованно приоритетное снабжение частных потребителей. По словам Мюллера, в кризисной ситуации ограничивать потребление частных домохозяйств все же придется, в том числе и для того, чтобы обеспечить газом критически значимые предприятия - например, пищевые или фармацевтические. Минэкономики при этом сообщает, что высокие цены на энергию уже сейчас ставят под угрозу производство медикаментов в Германии, а в случае эмбарго ситуация может значительно ухудшиться. Германия выступает против отказа Евросоюза от поставок российского газа. Немцев поддерживают австрийцы и венгры, возможно, кто-то еще. Но в целом лагерь противников эмбарго не очень велик и ему все сложнее выдерживать давление остальных стран ЕС . Поэтому вероятность отключения газа в Берлине уже не считают чем-то маловероятным.