Эксперты назвали города с самым развитым транспортным сообщением

Казань, Екатеринбург, Ижевск и Новокузнецк возглавили рейтинг городов России по уровню развитости транспортного сообщения. Такие данные содержатся в докладе "Транспортные системы городов России: современное состояние и перспективы развития", подготовленном в НИУ ВШЭ.
iStock

В исследовании участвовали 50 городов. Москва и Санкт-Петербург не вошли в выборку из-за больших финансовых возможностей и транспортно-технологических заделов. При составлении рейтинга учитывались такие параметры, как инфраструктура, средняя вместимость подвижного состава всех видов транспорта, задублированность маршрутной сети и другие.

В 13 городах из всей выборки средняя вместимость составляет менее 45 мест. Такой результат означает, что в инфраструктуре основная доля приходится на автобусы малого и особо малого классов. Особенно это заметно в Махачкале. При этом параметр для пикового периода там примерно одинаков с параметром Белгорода (около 26,4 тыс. мест). Но в Белгороде, согласно реестру, такое предложение обеспечивается 604 единицами подвижного состава, а в Махачкале - 2404 единицами. То есть в Махачкале для того, чтобы перевести такое же количество человек, как и в Белгороде, используется на 1800 единиц транспорта больше. А это увеличивает нагрузку на дороги и окружающую среду.

Максимальная доля подвижного состава большого и особо большого классов отмечена в Череповце, Казани, Новокузнецке, Петропавловске-Камчатском и Ижевске.

В крупных городах-миллионниках максимальный объем предложения представлен трамваями и метрополитеном, и уже меньшая часть перевозится безрельсовыми автобусами и троллейбусами.

Однако метрополитены по-прежнему не проложены в центре некоторых крупных городов (например, в Самаре) или перевозят всего лишь треть от возможных объёмов (как, в Нижнем Новгороде).

Также в докладе отмечено, что на улицах городов демонтируются трамвайные линии, вместо которых организуются по 35-40 маршрутов автобусов с доминированием микроавтобусов африканского типа. В некоторых городах уже долго не реализуются проекты по выделению полос.

Как отмечает автор доклада - старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Павел Зюзин, в ближайшее время для развития транспорта в городах необходимо обновить подвижный состав и реализовать новые технологии в инфраструктуре.