Прежде всего речь - о недавнем переходе от долевого строительства к проектному финансированию. В нашем регионе он прошел более-менее ровно, сегодня свыше 75 процентов жилищных проектов реализуется по новой схеме. В то же время негативным последствием стал уход с рынка нескольких строительных компаний, которые первыми начали работать по этой схеме. Застройщики говорят о проблемах, с которыми они столкнулись, - это долгие сроки процедур утверждения документов, высокая стоимость проектного финансирования, длительное замораживание собственных оборотных средств. Установленный порядок работы резко снижает возможность маневра для добропорядочных участников рынка.
Для совершенствования механизмов проектного финансирования мы предлагали внести изменения в законодательство: исключить все избыточные банковские комиссии, снизить долю собственного финансового участия застройщика до пяти процентов, исключить требование о стопроцентной оплате земли, унифицировать процедуру предоставления проектного финансирования, установив предельные сроки утверждения заявок и поэтапное раскрытие эскроу-счетов.
Нынешняя ключевая ставка ЦБ, по мнению застройщиков, стала заградительной для проектного финансирования - банки не готовы просчитывать проекты, а если и пытаются это сделать, то выдвигают нереальные требования к застройщику. Строительные компании сталкиваются с тем, что даже в рамках уже реализуемых проектов банки поднимают процентные ставки. Такие действия необходимо ограничивать, иначе строительство жилья в Алтайском крае сократится, а многие новые проекты будут заморожены.
Правда, на недавнем совещании у президента России, посвященном поддержке строительной отрасли, было принято решение субсидировать банкам проценты по кредитам до пятнадцати процентов годовых и принять ставку по льготной ипотеке на новостройки в двенадцать процентов. Как это все будет работать, мы, наверное, сможем понять только к маю.
Вторая болевая точка рождена ростом цен на стройматериалы. В прошлом году критическая ситуация сложилась у генподрядчиков, возводивших социальные объекты. Рост стоимости стройматериалов привел к тому, что выполнение договоров стало убыточным. В августе правительство РФ разрешило региональным властям увеличить затраты до тридцати процентов на остаток сметной стоимости на момент обращения. За осень все генподрядчики пересчитали сметы, которые прошли повторную экспертизу в соответствующих органах. Но это постановление все равно не решало проблему. Мы обращались в минстрой РФ с просьбой пересчитать затраты начиная с октября 2020 года, чтобы компенсировать застройщикам подорожание материалов. В декабре федеральное правительство приняло решение провести индексирование затрат с 1 января 2021-го, что позволило завершить начатые объекты и хоть как-то решить финансовые проблемы.
Эта ситуация показала, что выполнение многих решений, принятых на федеральном уровне, в регионе затягивалось. По информации генподрядчиков, остаются объекты, по которым еще не полностью проведен перерасчет. Сегодня, когда ситуация в экономике меняется стремительно, нам нужен другой уровень оперативности. Неспешность местного минстроя привела к тому, что сдача половины объектов соцкультбыта перенесена. А число желающих заключить контракты на возведение и капитальный ремонт новых зданий школ, детсадов, больниц сократилось. В прошлом году половина конкурсов не состоялась. Из 47 крупных аукционов от различных заказчиков на суммы более 100 миллионов рублей состоялось только 26. Некоторые проводили по нескольку раз, но участников не нашлось. Причина одна - низкая стоимость контракта.
Если проблему не решить, то она приведет к крайне негативным последствиям - к отсутствию заказов у строительных организаций, специализирующихся на социальных объектах, и, как следствие, к их закрытию или банкротству. Убыточные контракты могут на несколько лет оставить регион без новых школ и детсадов, а тысячи строителей - без работы.
Еще одна острая проблема связана с дефицитом кадров. На совместном заседании попечительского совета Алтайского архитектурно-строительного колледжа и правления Союза строителей региона мы обсуждали решение проблемы кадрового голода, повышение качества подготовки молодых специалистов и формирование позитивного имиджа строителя. Подготовка хороших специалистов невозможна без настоящей производственной базы для практики студентов. Предприятиям строительного профиля необходимо расширять такую работу с колледжем. Сегодня очень важно скоординировать деятельность отраслевого сообщества, попытаться спланировать потребность в кадрах, поскольку политика государства объективно ведет к сокращению потока трудовых мигрантов. Подготовка своих специалистов становится очень актуальной.
Нужно упомянуть и про свод правил "Строительство в сейсмических районах", который в 2020 году привел в шок участников регионального рынка: Барнаул и другие населенные пункты были переведены из сейсмической зоны с привычными шестью баллами в зону землетрясений в семь-восемь баллов. Тогда наши протесты услышали, было принято временное решение, а в нынешнем году появился проект документа о жилищном строительстве. Но на сегодня говорить об окончательном решении проблемы рано, ведь остался открытым вопрос о ремонте и реконструкции объектов соцкультбыта, а также о строительстве объектов с массовым пребыванием людей. Союз строителей посоветовал региональному правительству подготовить обращение в минстрой РФ с предложением убрать новые нормативы, потому что по ним тот же капремонт проводить нереально - проще снести объект.
В нынешней ситуации неопределенности не может быть универсального рецепта. Но главное, чтобы стройки не остановились и объекты сдавались вовремя. Для этого необходимо действовать сообща, в том числе со всеми ветвями власти.