Участники обсудили и планы развития на перспективу, и решение проблем, которые возникли в результате действий недружественных стран. Самая острая из них связана с нарушением логистики экспортных поставок, считает Владимир Путин. Президент отметил также сбои в оплате поставок российских энергоресурсов за рубеж: банки из недружественных стран задерживают перевод платежей. Глава государства напомнил о задаче перевести расчеты за энергоресурсы на национальные валюты, постепенно уходить от доллара и евро.
"В целом мы намерены кардинально повысить долю расчетов в национальных валютах в системе внешней торговли", - объявил Путин. Здесь ключевая задача - подготовить отечественный валютный рынок к такому переходу, чтобы любую инвалюту можно было свободно и в необходимом объеме обменять на рубли, сказал он. Отказ от "ненадежных, скомпрометировавших себя валют и юрисдикций" президент назвал стратегической задачей с точки зрения безопасности страны. Это важно для внешней торговли и установления прочных связей с предсказуемыми партнерами, "которые верны своему слову и дорожат деловой репутацией, понимают последствия своих решений", заметил он.
"Российские энергетические компании - ответственные участники мирового рынка. Они зарекомендовали себя не одним десятилетием работы, строгим выполнением своих обязательств", - подчеркнул Путин. "Попытки западных стран выдавить российских поставщиков, заместить наши энергоресурсы альтернативными поставками неизбежно отразятся на всей мировой экономике. Последствия такого шага могут стать весьма болезненными - и в первую очередь для самих инициаторов такой политики", - предостерег он.
Президента удивило, что "партнеры" из недружественных стран сами признают, что не могут обойтись без российских энергоресурсов, в том числе без газа. "Его разумная замена для Европы сейчас просто отсутствует", - заметил он.
Свободных объемов на мировом рынке нет, а поставки из других стран - прежде всего из США - обойдутся в разы дороже, отразятся на уровне жизни людей и конкурентоспособности европейской экономики, сказал Путин. Несмотря на это, европейские страны постоянно ведут разговоры об отказе от российских поставок и этим "дополнительно дестабилизируют рынок и сами, своими руками, взвинчивают цены, прежде всего для своих граждан", пояснил он.
Европейцы готовы забыть о своей "зеленой повестке" и снова сделать ставку на энергетику с высоким углеродным следом, которую совсем недавно хотели прикрыть, называли архаичной и грязной, продолжил президент. "Многие политические силы выстраивали свои избирательные кампании на экологических лозунгах. Где это все теперь? Все выброшено просто "на помойку", действуют на практике совсем иначе", - сказал он.
Эксперты говорили, что ускоренный "зеленый переход" невозможен без больших издержек. Так и оказалось. И теперь появился замечательный повод прикрыть свои просчеты и некомпетентность и "свалить" все на Россию, причем не только в энергетике, но и по другим направлениям, считает Путин.
Нужно принимать во внимание метания и постоянно скачущую линию поведения ряда зарубежных стран, но руководствоваться своими интересами, подчеркнул президент и назвал три ключевые стратегические задачи для отрасли.
Первая - обеспечить устойчивое снабжение энергоресурсами внутреннего рынка, нарастить поставки для российских потребителей, а чтобы простимулировать внутренний спрос, добиться снижения цен там, где это возможно.
Вторая - диверсификация экспорта. "В обозримой перспективе поставки энергоресурсов в западном направлении будут сокращаться", - заметил президент, и надо закрепить тенденцию последних лет - переориентировать их на быстрорастущие рынки Юга и Востока. Следует определить ключевые объекты инфраструктуры и начать их строить.
Третья - развитие глубокой переработки нефти и газа. Здесь уже удалось серьезно продвинуться, оценил Путин. И важно дополнительно поддержать те проекты, которые находятся в инвестиционной фазе, чтобы максимально быстро запустить их в производство, указал он. Особое внимание - вопросам импортозамещения оборудования для добычи нефти и газа: это важно как для действующих месторождений, так и для освоения новых, в том числе в Арктике.
Завершая встречу, президент дал целый ряд поручений. Горизонт энергетической стратегии следует продлить до 2050 года, а утвердить ее - до 15 сентября. Прежде всего необходимо расширить программу газификации регионов России, распространить ее на максимальное количество населенных пунктов и домовладений, подчеркнул Путин. Во-вторых, нужно обеспечить достаточное количество нефтепродуктов на внутреннем рынке - по приемлемым ценам.
Особое внимание президент указал уделить планам развития нефте- и газохимии - "имея в виду нерыночные ограничения, с которыми мы сталкиваемся". Нужно полностью реализовать проекты в этих областях, подчеркнул он. Говоря про экспорт, Путин поручил ускорить реализацию инфраструктурных проектов, которые позволят уже в ближайшие годы перенаправить поставки нефти и газа с Запада на перспективные рынки Юга и Востока. Необходимо составить план расширения экспортной инфраструктуры в страны Африки, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, предусмотреть строительство новых нефте- и газопроводов с месторождений Сибири. Проект перспективного плана развития нефте- и газотранспортной инфраструктуры кабмин должен сверстать к лету. До конца года предстоит обеспечить переход от иностранных систем стандартизации и сертификации в газовой и нефтехимической промышленности к отечественным системам. А для стимулирования импортозамещения - четко понимать потребности и интересы компаний, проработать варианты консолидации спроса и ресурсов, сформировать общие пакеты заказов на проектирование и изготовление той продукции, техники и оборудования, которые необходимы для всех энергокомпаний, и консолидировать здесь ресурсы в первую очередь, заключил Путин.
Быстрый отказ от российской нефти и тем более газа для Европы невозможен, и даже значительное сокращение их доли на рынке приведет к значительному падению качества жизни в самых развитых странах ЕС. Нет сомнений, что экспорт наших углеводородов на Запад будет снижаться, но происходить это будет постепенно.
Российская нефть и нефтепродукты занимают около трети европейского рынка. Причем многие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в ЕС настроены на переработку нашей нефти, переформатирование возможно, но это не быстрый дорогостоящий процесс. Цены на автотопливо в Европе и так на максимуме, дополнительные издержки приведут к еще большему подорожанию бензина и дизеля.
С газом ситуация еще сложнее. Есть несколько стран, например, таких, как Испания или Ирландия, куда наш трубопроводный газ просто не доходит, или где объемы поставок невелики, и его можно заменить другим топливом, как в Финляндии. Но для большинства стран ЕС, таких как Германия, Италия, Греция, Австрия, Венгрия, Франция и других, наш газ - стратегически важный продукт. В первую очередь он используется для генерации электричества. Сокращение его потребления - это снижение выработки электроэнергии. Компенсировать падение частично получится только сжиженным природным газом (СПГ) из США, который будет значительно дороже российского газа. Часть генерации можно будет перевести на уголь, но с учетом эмбарго на его поставки из России везти его придется из Индонезии, Австралии, Колумбии, ЮАР или тех же США. С учетом доставки цена его будет дорогой. В итоге рост стоимости электроэнергии, которая сейчас в Европе и так побила все рекорды прошлых лет.
Для нашего топливно-энергетического комплекса (ТЭК) действия Европы также не пройдут безболезненно. Разрушение устоявшихся логистических цепочек и перенаправление экспорта на Восток потребует дополнительных затрат на доставку нефти до стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) из балтийских и черноморских портов. Потребуется также расширение существующей и строительство новой инфраструктуры на Дальнем Востоке - нефтепроводов и портов.
По оценке доцента Финансового университета при Правительстве РФ, эксперта аналитического центра ИнфоТЭК Валерия Андрианова, без расширения уже существующей инфраструктуры поставки нефти в страны АТР могут быть увеличены на 500 тысяч баррелей в сутки (сейчас - около 2 млн) относительно уровня начала 2022 года. Для сравнения, наши поставки нефти в Европу в 2021 году составляли от 2 до 3 млн баррелей в стуки. Также Россия экспортировала в страны Евросоюза около 2 млн баррелей в сутки нефтепродуктов. В основном дизельное топливо.
Поставки газа в АТР пока Россия сможет наращивать только за счет СПГ и увеличения прокачки по "Силе Сибири" до максимальной мощности 38 млрд кубометров в год. Ранее планировалось, что к этому показателю мы придем к 2025 году. Проекты новых газопроводов в Китай уже есть, но на их реализацию потребуется время.
Для нашей страны в этих условиях самым главным будет не допустить сильного снижения производства нефти и газа, поскольку их добыча является основным источником налоговых поступлений в российский бюджет. В 2021 году налоги с добычи принесли 8,1 трлн рублей, против 2,2 трлн, которые принесла экспортная пошлина. Избежать снижения добычи из-за сокращения экспорта в западном направлении можно не только за счет перенаправления поставок на Восток, но и за счет увеличения внутреннего потребления - сырья, отправляемого на переработку на предприятия нефтехимии и газохимии.
Подготовил Сергей Тихонов