Ученые объяснили, от чего зависят математические способности ребенка

pixabay.com
В каком возрасте математические способности проявляются ярче всего? Об этом "РГ" рассказывает доцент кафедры высшей математики МФТИ, член Консультативного совета Международной математической олимпиады Назар Агаханов.

Назар Хангельдыевич, все родители мечтают вырастить одаренного ребенка. А как это сделать?

Назар Агаханов: Если говорить о математических способностях, то статистика такова - ими обладают только 10 процентов детей. Сейчас какая-то эпидемия, все родители хотят сделать своих детей "одаренными". Зачем? Думаю, это мода и амбиции родителей. Со стороны родительского сообщества идет сильное давление на школу, на учителей. От каждого учителя требуют проведения дополнительных занятий, предполагая, что чем больше часов заниматься математикой с ребенком, тем выше будут его успехи.

Но разве это не так?

Назар Агаханов: Это абсолютно не так. Математика сильно отличается от других дисциплин - энциклопедичность знаний тут не помогает. Не работает принцип: "чем больше ты знаешь, тем больших успехов добиваешься".

На международной олимпиаде по математике треть всех заданий - геометрия. И при решении многих из них используется теорема и , которую знают все команды. Но каждый раз участникам надо придумывать новую конструкцию, использующую, в том числе, эту теорему для решения задачи. Вот это настоящее научное творчество. За счет дополнительных занятий можно подняться на две ступеньки по лестнице, но ступенек-то этих десять. Все зависит от того, откуда ты начал путь вверх.

К нам обращались некоторые страны с просьбой прислать российских преподавателей (а наша тренерская школа одна из лучших), чтобы повысить уровень команд своих стран: "Пришлите тренеров и мы будем получать 5-6 золотых медалей". Не получается! Надо иметь и способности к математике, и общий высокий уровень математического образования в стране.

Между тем

А вот эти 10 процентов математически способных детей - это генетика?

Назар Агаханов: Да, это генетика. Сегодня биологи знают, что природа определяет многое в человеке. Ведь если разобраться, математические способности - это своего рода отклонение от нормы.

Когда какое-то генетическое изменение полезно для сообщества, оно закрепляется. Но если взять развитие математики и время существования человечества и сравнить… Математические способности стали полезными совсем недавно. Как закрепляется полезное качество? Сначала природа экспериментирует на мужских особях, потом изменение переносится на женские, так как именно женщина - носитель генетической информации.

В каком возрасте у детей ярче всего проявляются математические способности?

Назар Агаханов: Талант нередко обнаруживает себя при переходе ребенка в 5 класс, когда начинается математика, требующая содержательного аппарата логического и алгебраического мышления.

Школа умеет работать с такими учениками?

Назар Агаханов: К сожалению, сейчас школа не решает своей главной задачи - учить думать и усваивать изученный материал. В начальной школе обязательно надо учить стихи, запоминать правила, тогда происходит развитие памяти, мышления, речи. А сейчас знание не приобретается, его заменяет информация, которую можно скачать из интернета. Скопировали, зафиксировали, и … оно пропало. Дети не запоминают тексты, не могут удержать в памяти математическую задачу. Даже элементарную школьную алгебру дети знают хуже, чем 20-30 лет назад. А мы бежим вперед, заставляем учителя загружать ребенка дополнительными знаниями. А главное, вместо процесса обучения идет постоянная проверка знаний. Не получив знаний, ребенок должен что-то демонстрировать проверяющим…

Но ведь настоящий талант всегда пробьется?

Назар Агаханов: Есть понятие "ботаник", "ботан", когда все вокруг стоят на головах, а он притих в своих очочках и думает, работает. Есть небольшая категория таких способных школьников, которые мало зависят от окружения. Но кого-то мы и потеряем, определенный процент не сможет открыть свои способности, так как для этого нужна среда.

Где граница между способностями и гениальностью? Вам гении встречались?

Назар Агаханов: Я видел математических гениев. Не больше пяти человек. И должен вам сказать, что с гениями достаточно сложно общаться. Гениальность в чем-то противоречит социализации. Нередко среди детей, которые обладают выдающимися способностями, встречается аутизм и общество должно к ним относиться с пониманием. Из тех ребят, что я видел, не все одинаково успешны по жизни, но все остались в творческом процессе. Они все в той или иной степени заняты наукой. Тут надо пройти огонь, воду и медные трубы. Главное, чтобы самолюбование не превратилось в отрицание творческого процесса.

Поделиться