16.04.2022 12:59
    Рубрика:

    Ярмарка классического и современного искусства проходит в Гостином дворе

    Конечно, хотелось бы начать бодрой констатацией: "Арт Москва" возвращается. Но возвращение не похоже на воскресение, скорее - на бледный призрак, который любили воспевать романтики. Но и с романтическим контекстом как-то тоже не очень: он обычно появляется вместе с героем, воспевающим свободу, обретение независимости и надежды на изменение мира.

    Примерно такой, хотя и примерявшей сюртук делового человека, была "Арт Москва" во времена своего начала в 1996 года в Центральном Доме художника. Среди ее главных целей были формирование рынка современного искусства в России, включение российских художников в контекст мирового современного искусства, и наоборот - знакомство зрителей и коллекционеров с современным искусством Запада и Востока. В таком виде она с переменным успехом пережила кризисы 1998 и 2008 года, но тихо завершилась в 2013-м. "Арт Москву" именно как площадку представления и покупки современного искусства после ее тихой кончины сменили два амбициозных и вполне успешных проекта. Это международные ярмарки современного искусства "Cosmoscow", созданная Маргаритой Пушкиной и ее коллегами-галеристами, и "Dа! Moscow", организатором которой стал галерист Владимир Овчаренко.

    Нынешняя "Арт-Москва" отказалась и от международного статуса, и от амбиций ключевого игрока на арт-сцене современного искусства. Она дрейфует в сторону "Антикварного салона" и, как считают организаторы, сделана в формате брюссельской BRAFA. По крайней мере, в Гостином дворе, где до 17 апреля включительно проходит ярмарка, посетителей первым встречает ударный блок российских антикварных галерей. За ними идет "ювелирная улица", вас ждут лучшие друзья девушек - бриллианты, и не только они. Эта "улица" отделяет антикваров от квартала современного искусства. Здесь можно встретить известные галереи, часть из которых участвовали и в прежней "Арт-Москве", многие - в "Cosmoscow", некоторые - в постпандемийной ярмарке "Da! Moscow" в фонде "Екатерина".

    На первый план вышла задача сохранения арт-рынка современного искусства в России

    О прежней "Арт-Москве", пусть даже издания 2013 года, напоминает, кроме названия и былых участников, пожалуй, лишь проект "Русская античность" Николая Полисского, представленная галереей Гум-Red-line. Парковые объекты из орешника, играющие с идеей фантазийных руин, завершают "квартал" галереей современного искусства и выводят в пространство не форума, а нового "московского дворика", камерного и изолированного от треволнений жизни. Руины "Русской античности" в этом контексте выглядят то ли обломками, то ли эпитафией большого проекта Просвещения, отложенного за ненадобностью.

    На нынешней ярмарке "Арт-Москва" на первый план выходят задача не развития, а сохранения арт-рынка современного искусства в России. Понятно, что и антикварам, и ювелирам в ситуации сжимающегося, как шагреневая кожа, рынка, легче сохранить свои позиции. Их товар многие рассматривают как выгодное вложение средств. Галереи, работающие с современным искусством, оказались в более уязвимой ситуации. Надежда, пожалуй, на подрастающих новых Третьяковых и Щукиных, которые умеют слышать будущего зов. Или на тех, кто воспринимает диалог с современным искусством о том, что происходит здесь и сейчас, как личную потребность. С другой стороны, старые работы, например, Константина Батынкова (Крокин-галерея), или Александра Максимова (галерея "Ковчег"), или Ольги Чернышевой ("Е.К.АртБюро") обретают в новой реальности сгущающуюся экспрессию. Точно так же, как и работа 2019 года художницы из Южной Кореи Ли Чинчжу "История молчания" (галерея "Триумф"). Ли Чинчжу работает в традиционной технике корейской живописи, но явно с учетом опыта европейского сюрреализма.

    Участие в Арт-Москве для многих галерей современного искусства - во многом попытка сохранить не только бизнес, но и сообщество, возможность поддержать художников. И в этом смысле, они неожиданно оказались "хранителями времени".

    Прямая речь

    Сергей Попов,

    галерея Pop-off, участник дискуссии New Focus о перспективах развития российского арт-рынка в рамках "Арт Москвы":

    - Я вижу, что современное искусство - самый ликвидный, самый привлекательный товар, если говорить об искусстве как о товаре. Хорошие работы стабильно уходят в частные коллекции и дорожают. Да, вы не можете сказать, что работа, которую купили условно за 1000 рублей сегодня, завтра будет стоить 10 000. Но если рассчитывать на долгий срок, хотя бы несколько лет, то высока вероятность, что она подорожает. Я вижу эту тенденцию на протяжении многих лет. Лет 15 назад было много на рынке доступных работ важнейших современных художников. Сейчас они уже в частных коллекциях, и цены другие.

    Наша галерея не участвует в нынешней "Арт Москве". Мы ушли из "Арт Москвы" году в 2012-м. Мне интересно наблюдать процесс переформатирования ярмарки, который сам по себе необходим. Это замечательная инициатива Василия Бычкова, важная для такого гигантского города, как Москва, и такого широкого рынка, как Россия. Важно, что здесь имеют возможность представить свои работы галеристы не только из Москвы, но со всей России. Правда, если судить по первому мимолетному впечатлению, нынешняя "Арт-Москва" - скорее возвращение не в 1990-е, а в начало нулевых.

    Кстати

    В воскресенье 17 апреля в 13.00 в рамках "Арт Москвы" состоится лекция искусствоведа, историка искусства, куратора Александры Даниловой "Выйти в тираж. Мультипли как концепция и стратегия" о тиражируемом искусстве.

    Тем временем

    Центр Вознесенского совместно с проектом "Шаром и крестом" проводит до 18 апреля ярмарку-выставку "Возвращение Дон Кихота". Название ярмарки-выставки отсылает к роману Гилберта Честертона, писателя, философа и гуманиста. По мотивам этого романа создадут работы приглашенные к участию художники, в том числе Юрий Аввакумов, Наталья Занчевская, Дарья Коновалова-Инфанте, Юлия Кернер, Катерина Ковалева, Леонид Тишков, Валерий Чтак.

    Проект "Шар и Крест" был создан во время первого карантина, весной 2020 года, чтобы предоставить художникам, коллекционерам и галеристам площадку для взаимопомощи в тяжелые времена пандемии. В сообществе участвовало более двадцати тысяч человек из разных городов и стран, тысячи произведений искусства обрели новых владельцев. За время работы группы сложились новые коллекции, были организованы музейные выставки произведений, созданных в этот период, и изданы каталоги.