В МХТ им. Чехова - новое звучание легендарного "Контрабаса"

Легендарный спектакль МХТ им. Чехова, одна из его визитных карточек - "Контрабас" - получил второе дыхание. Теперь в афише - "Контрабас. Новое звучание", а на сцене - Артем Волобуев. Свою звездную роль Константин Хабенский передал молодому артисту, можно сказать, из рук в руки - в этой постановке Глеба Черепанова по Патрику Зюскинду он играл восемь лет, всегда и везде с неизменным аншлагом. В театре подчеркивают: это отнюдь не механическая замена, это новый спектакль и потому - настоящая премьера.

Идея передать эстафету родилась у нынешнего худрука МХТ им. Чехова два года назад. Причем подтолкнул к этой мысли, пусть и несознательно, именно Артем Волобуев.

- "Контрабасить" до финишной прямой я и не собирался. Мы когда начали репетировать "Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена", где Артем играет адвоката Рамкопфа, поразился, как он быстро схватывает, как фантазирует, насколько он гуттаперчевый актер, - вспоминает Константин Хабенский. - И мне показалось, что и возрастная категория, и его творческий уровень, и профессиональные качества - все сошлось. Ведь "Контрабас" - прекрасная возможность попробовать себя именно в пиковый момент. Это такой трамплин и проверка актерских возможностей - а сможешь ли ты держать большой зрительный зал?

С этой задачей Артем справляется. Но его персонаж - другой. Он ходит вразвалочку, часто срывается на истеричные смешки, носит короткие яркие носочки (их цвет в каждом спектакле разный, по настроению), широкие брюки, не по размеру фрак… Во всем этом, пожалуй, мы и найдем ключик к герою: он - большой ребенок, которого очень легко обидеть, незащищенный и искренний. Была эта ребячливость и у Константина Хабенского, но здесь она становится выпуклой, зримой и практически главной чертой. Внезапно пришла и отсылка к знаменитому зюскиндовскому "Парфюмеру" - герой крадет у своей тайной возлюбленной помаду и в моменты наивысшего напряжения вдыхает ее запах, который приводит в чувство словно нашатырь.

Оглядывались и на Чарли Чаплина. Не столько на внешний вид комика (хотя сходство то тут, то там проскальзывает), сколько на то, как филигранно он воплощает образ маленького человека. Даже "человечка", говорит Хабенский, ведь все, что происходит на сцене - это именно о нем, о "человечке". О служащем государственного оркестра, с хорошей зарплатой, страховкой и квартирой в центре города, но это лишь оболочка: музыкант чувствует себя "невидимым" и недооцененным. Неспроста он настойчиво повторяет, что без контрабаса, на который никто не обращает внимания, а зря! - не было бы и самой музыки. Но вот парадокс - главный инструмент за весь спектакль не подает голос практически ни разу, а сам контрабасист играет на чем угодно - от мусоропровода до бутылок и спинки стула, но только не на контрабасе. Он словно избегает его, боится зычного звука. Возьмет в руки смычок, вдохнет всей грудью и… Словно так и надо, перескочит вдруг на музыкальную теорию. А инструмент останется молчаливым свидетелем.

Неизменно одно: к концу этот поначалу обаятельный герой падает до самых низов, предстает перед нами почти безумцем, а все вокруг него превращается в сгусток хаоса.

- Не каждый человек, особенно музыкант или актер, пройдя уже какой-то творческий путь, найдет в себе силы признаться, что занимается не своим делом. И вся эта двухчасовая история - помимо неразделенной любви, помимо огромного количества знаний в области музыки, истории - это путь только к этим нескольким словам, - говорит Константин Хабенский.

Спектакль МХТ им. Чехова "Контрабас" - это хороший трамплин и проверка актерских возможностей

И самое интересное - финал у нового "Контрабаса" тоже другой. Режиссер Глеб Черепанов объясняет: спектакли получились настолько разными, пусть и в практически тех же декорациях, что оставить прежний было просто невозможно. Чем все кончилось? Конечно, музыкой. А дальше - пусть для зрителей это останется сюрпризом.

Прямая речь

Артем Волобуев, актер МХТ им. Чехова:

- Мы говорим о моем персонаже - "маленький человек". Если посмотреть со стороны, так и есть, но сам он так не считает. Человек бывает настоящим только с собой наедине, ведь как прекрасно мы все поем в душе - нас ничто не останавливает, нам без разницы - фальшиво или нет. И этот контрабасист - в закрытой комнате, в одиночестве - он и есть настоящий. Он ругает Вагнера, спорит с Моцартом, уничтожает дирижера государственного оркестра. Он практически Наполеон в моменты, когда его никто не видит! Я думаю, это знакомо каждому. А потом человек выходит из ванной комнаты. Происходит несоответствие. Это и доводит моего музыканта до разложения. Ни совершить поступок, ни принять решение, ни хотя бы просто шагнуть вперед он не может. Единственное, что он придумывает - когда будет петь девушка, которую он любит, крикнуть из самого дальнего ряда, где располагаются контрабасы - "Сара!" Для него это поступок, крикнет - и будет мужчиной. Но, конечно, все не так просто.

Герой Волобуева - большой ребенок, которого легко обидеть. Фото: Олеся Курпяева
Справка "РГ"

Немецкий писатель Патрик Зюскинд - звезда современной европейской литературы. Его пьеса "Контрабас" - один из самых популярных текстов для театра, написанных в последней четверти ХХ века: она переведена на 28 языков и вот уже сорок лет играется на сценах всего мира. Ее востребованность - в счастливом соединения внутренней глубины при внешнем минимализме средств. "Контрабас" говорит о том, что кажущееся благополучие современного человека не спасает его от душевного кризиса. Спектакль Глеба Черепанова "Контрабас" с Константином Хабенским с большим успехом шел в Московском Художественном театре восемь лет, его премьера состоялась в марте 2014 года.