Закон носит рамочный характер, то есть создает возможности для введения необходимых мер поддержки различных видов транспорта. Изменения внесены в ряд законодательных актов. Например, введение в эксплуатацию в ускоренном порядке пунктов пропуска через государственную границу позволит быстро наладить новые транспортно-логистические коридоры. А временная отмена весового и габаритного контроля транспорта, перевозящего продукты и товары первой необходимости, ускорит прохождение пунктов пропуска.
Отмена весогабаритного контроля, конечно, упростит перевозку социально значимых товаров, но тем самым легализуются действия компаний, которые ездили с нарушениями, замечает президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин. Это очень сложное решение. Сейчас как раз идет оттаивание дорожного полотна. В этот период дороги наиболее уязвимы для тяжелого транспорта, добавляет директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
Чтобы обеспечить движение товаров, также снимаются действующие сейчас ограничения, связанные с использованием для внутренних перевозок иностранных контейнеров, временно ввезенных в Россию. То есть предусматривается возможность многократного использования при внутрироссийских перевозках иностранных контейнеров.
Ранее с таким предложением выходил Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок (ECП, объединяет крупнейших российских контейнерных операторов). До этого временно ввезенные в страну железнодорожные транспортные средства международной перевозки или перевозимые на них контейнеры могли использоваться для внутренней перевозки по территории России однократно. Однако после отказа логистических компаний работать с грузами из РФ в стране начала ощущаться нехватка контейнеров.
Предприняты также меры для защиты морских судов от ареста в зарубежных государствах. Российские судовладельцы использовали лизинг с привлечением отечественных государственных компаний. Всего по такой схеме в России построено более 300 судов. Сейчас лизинговые компании, связанные с государством, включаются в санкционные списки. По законодательству собственником судна является компания-лизингодатель, потому судно может быть задержано в иностранном порту. Теперь правительство наделено полномочиями на "установление особенностей исполнения договоров лизинга". В ближайшее время будет разработано постановление правительства, предусматривающее конкретные меры для выведения судов из-под возможных санкций, говорят эксперты.
Основной российский флот плавает под "удобными флагами", то есть флагами Панамы, Либерии, Мальты, Багамских Островов, что связано с налоговыми преимуществами, указывает Блинкин. Все суда под иностранными флагами находятся в некоторой зависимости от стран, являющихся держателями реестра, и мы здесь ничего не можем сделать, говорит эксперт. "Принятие закона - это политический жест руководства страны по поддержке транспортной отрасли. Но в техническом смысле все очень непросто", - отмечает он. Множество проблем внутренними нормативными актами решить невозможно. Но политическая сторона дела здесь важнее технической, считает Блинкин.
Также усиливается контроль за иностранными инвесторами в сфере морского и внутреннего водного транспорта. Правительство должно утвердить список грузов, перевозка которых будет отнесена к стратегической деятельности. После этого в течение года зарубежный собственник, владеющий от 5 до 50% уставного капитала компании, должен будет отчитаться в комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Если он контролирует более 50% предприятия, то должен будет сократить свой пакет.
Ряд европейских стран объявили о закрытии своих портов для российских судов. Так, Италия ввела ограничения с 17 апреля, сообщает агентство ANSA со ссылкой на циркуляр Главного командования портовых управлений республики. Запрет будет распространяться и на суда, сменившие флаг после 24 февраля.
В Литве Клайпедский государственный морской порт уже с субботы прекратил пускать суда под российским флагом. Румынская морская администрация заявила, что с 17 апреля в порты страны российские суда смогут заходить только в случае аварии. Аналогичные ограничения ввели Эстония и Бельгия.
В начале апреля Евросоюз в рамках пятого пакета санкций запретил судам под флагом России заходить в свои порты. Исключения будут сделаны только для перевозок сельскохозяйственной и пищевой продукции, гуманитарной помощи, а также поставок, связанных с энергетикой.
Подготовил Михаил Загайнов