17.04.2022 22:30
    Поделиться

    В Росрезерве показали, как снабжают продовольствием жителей Донбасса

    С начала специальной военной операции Росрезерв регулярно отправляет гуманитарную помощь для населения ДНР, ЛНР и Украины. Одна из самых секретных служб нашей страны, которая приходит на помощь во время крупных аварий, войн и стихийных бедствий, сегодня помогает избежать гуманитарной катастрофы на южных рубежах. Корреспондентам "РГ" удалось побывать на одном из секретных складов.
    Тагир Раджавов

    Чтобы попасть на объект, сначала надо получить спецразрешение в Москве. Проверка занимает несколько дней. И вот долгожданное подтверждение. Нас с фотокором забирают из южного филиала "РГ" и везут на точку дислокации в автомобиле без опознавательных знаков. Место отгрузки засекречено.

    - Сами понимаете, безопасность превыше всего. Есть немало сил, кто хотел бы сорвать поставки продовольствия и спровоцировать голод на Донбассе, в Мариуполе. А там тысячи людей, брошенных Украиной, - поясняет в дороге советник руководителя управления Росрезерва по ЮФО Евгений Волколупов.

    По пути Евгений Васильевич рассказывает подробности из жизни южного управления. Сам комбинат, куда нас везут, работает с начала 2000-х годов. Отсюда везли всю гуманитарку для Абхазии и Южной Осетии. В 2013 году после наводнения отправляли вагоны с продовольствием на Дальний Восток - в Хабаровский край, на Амур, в Еврейскую автономную область. С 2016 года начались поставки в Сирию, в 2017-м - на Кубу (после урагана "Ирма"), затем в Нагорный Карабах и так далее. Словно листаешь учебник современной истории.

    И вот - база. На входе - жесткий контроль. Наши данные еще раз перепроверяют, заносят в специальный реестр, сотрудница возвращает документы: "Добро пожаловать!"

    Около складов стоят погрузчики, рядом в полной боевой готовности персонал. "Закрома Родины" - вовсе не подземные склады с коваными замками. На самом деле это современное инфраструктурное предприятие с идеально продуманной системой грузооборота.

    Автоколонна заходит на территорию комбината за пять минут. Сотрудники четкими жестами распределяют машины по потокам. Согласно документам нам необходимо отгрузить консервы, растительное масло, сахар и крупы. Конкретный объем груза не называют, но сотрудники МЧС говорят, что, например, колонна из десяти машин может увезти 200 тонн продовольствия.

    Пустая поначалу площадка за три минуты превращается в живой муравейник. В центре комбината - наземные склады. В каждом - по 10-15 ворот с пандусами на высоте 1,2 метра, в уровень с фурой для удобной погрузки, и специальными платформами. К каждой с обеих сторон припарковываются грузовики - погрузчик может раскидывать мешки и контейнеры сразу по двум машинам.

    Спецоборудование позволяет механизировать более 95 процентов работ. Вручную грузят только сыпучие продукты - мешки с крупой и сахаром. Сотрудникам Росрезерва помогают сотрудники МЧС. Упаковки с продуктами укладывают в специальные ящики и контейнеры. Погрузчик легко подхватывает один такой "куб" на складе и за 30 секунд завозит его прямо в фуру. Скорости сумасшедшие, но никто никому не мешает. Алгоритм отработан по минутам.

    Задача Госрезерва - обеспечить приемку, качественное хранение и оперативную отгрузку материальных ценностей. Федеральное агентство по государственным резервам по согласованию с правительством России определяет ассортимент, цикличность и объемы пополнения запасов, объем и частоту выпусков и все остальные параметры грузооборота. Каждая партия, конкретная номенклатура, объем и сроки отгрузки также определяются специальным постановлением правительства РФ. И уже потом заявки на отгрузку отправляются в каждый конкретный комбинат огромной системы.

    - У каждой базы свой профиль. Тот участок, на котором мы находимся, специализируется на продовольствии, - объясняет руководитель Людмила Александровна. - Мы выпускаем груз, а его доставкой до конкретных точек занимаются уже сотрудники МЧС. Обычно информация о подготовке автоколонны поступает за сутки. Однако при необходимости сроки могут сокращаться до нескольких часов. Задание на отгрузку может поступить в любое время суток, даже ночью. Готовы к этому всегда, работа без выходных и без праздников.

    В штатном режиме комбинат за сутки отправляет от пяти до восьми грузовиков. Рекорд загрузки был в 2014 году, когда шел второй гуманитарный конвой, - за 24 часа были оснащены 124 "КамАЗа". Не было ни минуты на перерыв. "Но задачу выполнили, - рассказывает Волколупов. - Система работает как часы".

    Спецоборудование позволяет механизировать более 95 процентов работ. Вручную грузят только сыпучие продукты - мешки с крупой и сахаром

    По периметру стен - множество термометров и датчиков, которые следят за температурой, влажностью и другими параметрами для сохранности продуктов. Защита есть и от грибков, паразитов, грызунов и даже каких-то нештатных ситуаций типа наводнения. За всю историю комбината ни один килограмм продовольствия не испортился и не пропал. К вопросам хранения подход научный - ими занимается специальная подведомственная организация - научно-исследовательский институт проблем хранения Росрезерва. Бакалейные продукты обычно хранятся в мешках, а консервы упаковывают в специальные "кубы". Многослойная упаковка нужна для повышенной износостойкости. Неизвестно, в какие условия груз может попасть. Ни одна банка не должна испортиться.

    - Все поступающие сюда ценности проходят жесткий контроль. Если продукт не соответствует нормативам хотя бы по одному из параметров, партия бракуется и возвращается отправителю. Такие случаи были, - рассказывает Людмила Александровна. - Но если товар поступил на склад, здесь он остается в целости и сохранности. Для каждого вида продовольствия существует свой график внутренних проверок, плюс дополнительная обязательная проверка при отпуске товара. Кроме того, свое свидетельство на каждую партию выдает Россельхознадзор. Обычно товары у нас не залеживаются. Но за несколько месяцев до окончания срока годности товар запускается в реализацию - в госструктуры либо на аукцион.

    На загрузку одной фуры уходит минут пятнадцать. И вот вся колонна вновь собирается на контрольной точке. Через несколько часов продовольствие получат люди уже на той стороне. Теперь дело за водителями.

    Поделиться