В России предложили обязать соцсети маркировать коммерческую информацию

Предлагается взять под контроль работу искусственного интеллекта, решающего, что показывать каждому конкретному человеку в социальных сетях.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин сообщил, что заканчивается подготовка законопроекта, который прописывает работу рекомендательных сервисов.

Речь о программах, анализирующих поведение человека в Сети. Мы думаем, что ищем сами, а на деле нами управляют с помощью непрозрачных алгоритмов.

Никто не замечал, что если вбить в поисковую строку "березовый веник", то вас неделю будет донимать реклама бань и саун?

Такую ситуацию решено исправить. В первую очередь предлагается сделать работу искусственного интеллекта абсолютно прозрачной. Одно из предложений: IT-компании обяжут доступным языком объяснять, как работают алгоритмы. Другая инициатива: обязать соцсети маркировать коммерческую информацию. Человек должен ясно видеть, что тот или иной контент, который ему настойчиво показывают, кем-то проплачен.

Мы думаем, что сами ищем информацию. А на самом деле программы искусственного интеллекта подбирают, что показывать нам, а что спрятать от наших глаз подальше в глубины интернета

Также у пользователя должна быть возможность отключать программы "умной ленты", которые формируют для него персональный набор новостей.

"Мы сегодня не понимаем прозрачность работы рекомендательных сервисов, - сказал Антон Горелкин. - Есть опасность использования таких алгоритмов в информационных войнах". Заявление прозвучало на пресс-брифинге, посвященном вопросам правового регулирования работы рекомендательных сервисов.

"Законопроект о прозрачности работы рекомендательных сервисов готов на 99 процентов и в ближайшее время будет внесен на экспертный совет", - сказал зампред комитета Госдумы.

Инициатива коснется прежде всего социальных сетей и видеохостингов.

"В современных реалиях массовое применение рекомендательных алгоритмов может являться эффективным инструментом социальной инженерии, в том числе способно усугублять социальные проблемы "уязвимых" слоев населения, например детей и подростков.

Поэтому вопросом регулирования рекомендательных алгоритмов сегодня озабочены власти многих стран", - сказал председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев.

По его мнению, было бы целесообразно предусмотреть возможность создания некоего совета, который сможет разрешать споры с пользователями.

"На мой взгляд, все эти меры позволят защитить российских граждан и компании от манипулирования со стороны цифровых платформ, использующих рекомендательные сервисы, а также создать разностороннее информационное пространство для пользователя", - говорит Александр Журавлев.