Одна из проблем "Обратимой реальности" - она состоит из множества концептов и отсылок на возможные варианты антиутопического мира будущего, однако не предлагает практически ничего своего, из-за чего картина выглядит откровенно вторично. Люди, круглосуточно погруженные в виртуальную реальность; огромные корпорации, которые ради прибыли готовы поработить все человечество; сопротивление, прячущееся по подвалам и ведущее оттуда свою борьбу за освобождение населения, - все это вы непременно где-то видели: от "Матрицы" до "Бегущего по лезвию". Однако само по себе заимствование популярных элементов не является чем-то плохим. Тот же "Первому игроку приготовиться" практически полностью состоит из отсылок на что-то, однако ему удалось выработать свой стиль и уникальность. Что не получилось у "Обратимой реальности".
Отчасти с этим связан другой недостаток - как таковой мир будущего в фильме очерчен крайне схематично, из-за чего не складывается в единую картину. В нем есть устройства виртуальной реальности, футуристичные наряды и компьютеры в виде сенсорных панелей, но если это убрать, то получится вполне современная Москва. По крайней мере, та ее часть, где находится "Москва-Сити". И это непонимание, когда и где происходят события картины, еще больше бьет по погружению в ленту, а вследствие этого теряется вера в достоверность того мира, что показан на экране.
При этом важно отметить, что "Обратимая реальность" касается довольно актуальных и злободневных проблем - зависимость человечества от технологий и вред эскапизма. Но все это подается в назидательно-морализаторском ключе и выглядит поверхностно и однобоко. То же бегство от реальности в мир развлечений. Почему это плохо? Люди получили возможность за секунду оказаться там, где больше всего хотели бы находиться, и для этого достаточно всего лишь активировать маленький синий экранчик на уровне глаз. Фильм это осуждает, демонстрируя толпы людей в вагонах метро, которые все как один уставились в одну точку, или приводя слова некоторых персонажей: "Ну реальность же лучше". Однако это крайне сомнительные аргументы. Особенно на фоне совсем уж прямолинейных отсылок на известные антиутопии, будь то "Мы" Замятина.
Подобные недоработки ведут к тому, что центральный конфликт ленты оказывается … непоследовательным. Антивирты - это, по правде говоря, всего лишь группа маргиналов, которые вторгаются в личные пространства других людей и портят их симуляции. Однако они хорошие. Зато "Новая жизнь", которая пытается удовлетворить запросы своих клиентов, предлагая "приключения" всех видов, почему-то плохая. Из-за желания извлечь прибыль? Как-то сомнительно ставить это в вину, особенно многомиллионной или многомиллиардной корпорации.
И в принципе "Обратимая реальность" не может похвастаться выдающейся историей. Она - обычная, сделанная словно по методичке. Любовная линия, возникающая с первого взгляда, - есть. Главный герой, который начинает бороться с системой после того, как узнал правду, - есть. Серые кардиналы, которые верховодят всеми процессами, - тоже есть.
Про персонажей даже говорить не приходится. Типичность, в некоторых случаях доходящая до карикатуры, да любовь к проговариванию экспозиции. Лишь герой Тимофея Трибунцева ("Метод") хоть как-то выделяется, но лишь за счет образа авторитарного шефа с повадками и прической Адольфа Гитлера.
Парадокс "Обратимой реальности" в том, что, несмотря на кипу недостатков, она не вызывает сильного отвращения или негатива. Все вполне прилично снято, да и основные посылы весьма актуальны для нашего времени. Другое дело, что лента Дмитрия Константинова ("Грешник", "Город") маловероятно войдет в анналы мировой научной фантастики. Она подойдет в качестве небольшого развлечения на вечер, но не более.