Поводом для этого стали вопросы к 88-летней демократке Дайэнн Файнстайн, которая представляет штат Калифорния. Газета The Washington Post пишет, что на рабочих встречах Файнстайн иногда по несколько раз обращается к одним и тем же людям с просьбой представиться. А многие сенаторы и коллеги считают, что она их и вовсе не помнит. При этом Файнстайн - не безликая фигура для мебели, а до недавних пор занимала заметный и ответственный пост главы фракции демократов в юридическом комитете верхней палаты. Перед выборами, которые состоялись в ноябре 2020 года, лидеру демократов в сенате Чаку Шумеру (ему и самому сейчас 71 год) пришлось несколько раз "серьезно и болезненно" беседовать с Файнстайн и убеждать ее отказаться от этой должности, поскольку вскоре после очередной беседы она, "казалось, забывала об этом".
Либеральный журнал The Atlantic пишет: "Дайэнн Файнстайн - будущее сената. И это проблема". "Традиция отказа от понимания понимать, когда вовремя уходить, в сенате столь же почтенна, как возраст самой Файнстайн", - с грустной иронией напоминает журнал.
Сама сенатор все претензии категорически отвергает, в отставку не собирается и подчеркивает: "Возраст может быть вызовом, но в конгрессе он дает преимущества".
Ропот либеральной прессы против политика из своего лагеря на первый взгляд выглядит странным, но свое объяснение тому имеется. Как пишет The Week, у демократов еще живо воспоминание о бывшем члене Верховного суда Рут Гинзбург. Последняя стала практически иконой для американских либералов. Но хотя в годы демократа Барака Обамы она стала тяжело болеть, Гинзбург держалась за место и отказалась уйти по своей воле, чтобы дать президенту возможность поменять ее на другого либерального судью. В результате Гинзбург скончалась в 2020 году в 87-летнем возрасте при республиканце Дональде Трампе, который заполнил эту вакансию относительно молодой судьей-консерватором Эми Баррет. Поскольку назначения в Верховный суд пожизненны, получилось, что упрямство Гинзбург стоило демократам бесценного места и позволило республиканцам на многие годы или даже десятилетия вперед укрепить свой перевес в важнейшем институте власти.
Недавно о проблемах с Файнстайн писало и консервативное издание Washington Examiner, обратившее внимание на то, что когда ропот в адрес сенатора стал звучать все громче, на защиту союзницы как на амбразуру бросилась спикер палаты представителей Нэнси Пелоси. Ей в этом году исполнилось 82 года, и она сама уже несколько лет является объектом критики со стороны части демократов, поскольку категорически отказывается освобождать сцену. Пелоси заявила, что считает "бессовестными и нелепыми нападки" на пожилую коллегу.
Еще один ветеран, никак не желающий уйти на покой, - 88-летний республиканец Чарльз Грассли. При этом он уже заявил, что намерен переизбираться на восьмой срок на промежуточных выборах в конгресс в ноябре 2022 года. Поскольку мандат сенаторов длится 6 лет, если Грассли удастся переизбраться, то к концу его срока ему исполнится почтенные 95 лет. Кстати, для Америки даже и это рекордом бы не стало. Сенатор Стром Термонд (1902-2003) в свое время сидел в кресле до 100 лет, хотя ни для кого секретом не было, что на закате лет его единственной функцией оставалось попасть по нужной кнопке, а все решения принимали за него сотрудники аппарата.
Автор The Washington Post уверен, что комичного в этом мало, поскольку это не единичные случаи, а общая для коридоров власти в США картина. "История Файнстайн ставит более широкие вопросы, - пишет он. - Это нежелание многих людей, находящихся у власти, добровольно уступать ее, поскольку их личности и системы поддержки слишком тесно связаны с их работой". "Это также неспособность нашей политической системы, в которой (для конгрессменов) отсутствует ограничение по числу сроков, что-либо сделать с не желающими признавать, что пора уходить в отставку", - продолжает автор.
Издание Washington Examiner писало о проблеме еще более хлестко, замечая, что пожилые сенаторы не боятся госдолга страны, который многократно вырос за время их нахождения у власти и в феврале пробил отметку в 30 триллионов, поскольку "большинство из них очень богаты". В частности, Файнстайн "каким-то образом сумела превратить собственную карьеру на госслужбе в личный капитал в размере почти 100 миллионов долларов".
Тема геронтократии во власти для Америки все более болезненна. Ведь Джозеф Байден стал самым пожилым в истории страны президентом. Празднующий в этом году 80-летний юбилей Байден, чуть ли не на каждом мероприятии дает поводы пошутить насчет своих когнитивных способностей. На днях после очередного выступления в штате Северная Каролина он явно потерялся на сцене и не мог понять, куда ему идти. При этом Байден с непонимающим выражением на лице повел рукой и сделал похожий на рукопожатие жест, из-за чего в соцсетях бурно шутили, что он поздоровался то ли с пустым местом, то ли с невидимкой.
Несмотря на это, как констатирует The Atlantic, особых перспектив решения этой все более острой для США проблемы в конгрессе не просматривается. Теоретически сенаторы могли бы лишать полномочий засидевшихся по возрасту коллег, но на практике таких прецедентов не было. А любые поправки в законодательство, которое сейчас не устанавливает лимитов на максимальный возраст или количество сроков для конгрессменов, в нынешней поляризованной политической атмосфере выглядят маловероятными.
Будучи порождением холодной войны, Североатлантический альянс давно отжил свой век, его следовало распустить сразу после распада СССР. Однако вместо этого США с 1999 года насильно продлевали жизнь организации. В результате долгое пребывание на искусственном дыхании закончилось для НАТО "смертью головного мозга". Такой диагноз альянсу поставило в своей карикатуре Международное радио Китая. К прибору для искусственного поддержания жизни подключен пациент - Североатлантический альянс. На кровати больного надпись: "НАТО".
Для продления жизни альянса американский доктор регулярно ставит больному капельницы с физрастворами из "российской" и "китайской угрозы". Они формируют в сознании пациента образ "воображаемого противника". В результате такой терапии в ходе пяти волн расширения на восток НАТО вынудило Россию к решительным действиям на Украине, а теперь использует военно-политическую ситуацию на Украине, чтобы очернить и Китай. В ответ на действия НАТО китайские СМИ повторяют слова представителя Министерства иностранных дел КНР Чжао Лицзяня: "НАТО удалось запутать Европу, но не надо пытаться запутать Азию и весь мир".
Подготовила Наталья Паук