В Чебоксарах показали два новых балета "ТитанИя" и "Болеро"

Чувашский театр оперы и балета уже почти тридцать лет проводит весной Международный балетный фестиваль. В этом году, несмотря на отсутствие зарубежных гостей, он предложил большую и разнообразную афишу. Украсила ее премьера двух новых балетов, поставленных дуэтом московских хореографов - Софьей Гайдуковой и Константином Матулевским.
Сергей Михайлов

Оперный театр в Чебоксарах - один из самых молодых в стране, этот статус он получил в 1993 году. В то время, когда создавалась вся отечественная инфраструктура классического искусства, в столице Чувашии предполагался лишь музыкально-драматический театр. Поэтому ни консерватории, ни хореографического училища не только в республике, но и в ближайших городах не было. Так что деятельность Чувашского оперного - это преодоление системы, не предусматривающей его существования.

Фестивали (театр проводит не только балетный, но и оперный) стали одним из способов поддержания интереса к театру. Афиша нынешнего демонстрирует, как привлечь в театр публику контрастных интересов. Рядом с финальным концертом, в который приглашены солисты Большого, Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, Пермского и Татарского оперных, в афише - "Жизель" с премьерами Большого театра Анной Никулиной и Александром Волчковым, "Дон Кихот", в котором солировали прима "Урал Опера Балета" Елена Кабанова и Андрей Сорокин из петербургского Театра Леонида Якобсона, Libertad и "Головокружение" - спектакли пермского "Балета Евгения Панфилова", специализирующегося на современном танце, недавняя премьера Воронежского оперного театра "Арлекинада. New" и концерт Пермского хореографического училища, посвященный Надежде Павловой - выпускнице этой школы и уроженке Чебоксар. Фестиваль сопровождают также лекции и поиск новых павловых для учебы в Перми.

Софья Гайдукова и Константин Матулевский выбраны для сотрудничества явно неслучайно. С одной стороны, их имена известны благодаря активному участию в танцевальных телепроектах. С другой, оба, выпускники Московской и Петербургской балетных академий, имеют бэкграунд академических танцовщиков, но как постановщики ищут модернизированные средства выразительности, работают на грани классического балета и современного танца. Чувашскому театру почти всегда работающие в дуэте Гайдукова и Матулевский предложили два одноактных спектакля - "ТитаНиЯ" и "Болеро".

Первый из них, как легко догадаться по названию, вдохновлен шекспировским "Сном в летнюю ночь". Музыкальным же фундаментом для него стала Первая симфония Малера - "Титан", что позволило хореографам простительно пококетничать с названием. На помощь пришлось призвать Чувашскую симфоническую капеллу во главе с дирижером Морисом Яклашкиным, чьи усилия при этом выглядели героическими. Но благодаря балету в чебоксарской афише теперь на регулярной основе будет звучать не самая хрестоматийная музыка Малера.

Танцовщикам тоже предстоит нелегкая работа по дальнейшему освоению хореографического материала. Гайдукова и Матулевский постарались сосредоточиться на игре с переплетением шекспировских мотивов и гравюры Морица фон Швинда, вдохновлявшей Малера. При этом они максимально упростили лексику и приемы, не позволяя ни труппе, ни зрителям комплексовать из-за достаточно ограниченных возможностей артистов. Абсолютно органичная в спектакле лишь Елена Коцюбира, с достоинством царящая в заглавной роли.

Вся труппа ловит эту свободу в "Болеро" на музыку Равеля, хотя эстетика его хореографии, вероятно, должна быть для исполнителей гораздо сложнее. От них не требуется никаких трюков - танцовщики идут цепочкой, одетые в бытовую одежду, один за другим через всю сцену, вызывая ассоциации с тенями из "Баядерки". Но вместо отвлеченного тока совершенной красоты - ни на мгновение не останавливающие общий ход жизни внезапные встречи, болезненные непонимания, расставания. Но еще - и счастливые совпадения. Такие, как само у чувашской труппы с этим "Болеро". Хочется верить, что у этого свидания будет продолжение.