18.04.2022 18:13
Поделиться

Ветерану БДТ Георгию Штилю известно, как остаться оптимистом в 90 лет

Исполнилось 90 лет народному артисту России, товстоноговцу Георгию Штилю. Он родился в Ленинграде и никогда не изменял любимому городу и любимому театру на Фонтанке.
пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова

"Дядя Жора" - "живая легенда", "последний из могикан", в Большой драматический театр его принял Георгий Товстоногов, 61 год назад! Сегодня актер занят в спектаклях Андрея Могучего "Алиса", "Что делать", "Губернатор", в постановках московского режиссера Виктора Рыжакова "Война и мир Толстого" и "Люксембургский сад" - молодого Артема Петрова.

Мы беседуем в гримерке. Этот закуток издавна называется в БДТ "адмиральским проездом", там всегда были гримерки мэтров. На черно-белых фотографиях в комнате Штиля - Ефим Копелян, Павел Луспекаев, Кирилл Лавров…

Георгий Антонович, могли вы когда-то представить, что будете играть на сцене, гастролировать, сниматься в кино в 90 лет?!

Георгий Штиль: Нет, конечно. Месяца за два до этого юбилея я думал так: день прошел, я живой, как-нибудь дотяну до 90-летия, а сейчас подъем какой-то, легкость. Да, возраст, случаются болезни, как у всех. Уже не прыгну высоко, и мозги не так работают, как раньше. Но вот сыграл подряд семь спектаклей. В "Люксембургском саде" больше полутора часов не ухожу со сцены, монологи огромные. У моего героя Янкелевича девиз: "Пока возможно - живите весело". Хороший девиз!

Могу похвастать. Аплодисменты - это конечно, всегда приятно. Но когда тебе аплодируют стоя 70-80 человек после спектакля в Малом зале, больше десяти минут, устраивают такой скандеж!.. Недавно я выступал в театре "Родом из блокады" - читал рассказы (все время это делаю), и когда все встали - я заплакал. Для артиста это самая высшая награда. И в антрепризе играю с Андрюшей Федорцовым - комедия "Операция "Развод", хохот в зале стоит все два часа.

Юбилейный вечер в театре отличный был. Молодые ребята сделали мне "капустник". Мои партнеры из "Убойной силы" пришли. Песни пели, танцевали до часу ночи. Ужин шикарный закатили. Хорошую песню подарили - "Дядя Жора".

Кто первым назвал вас "дядя Жора", когда?

Георгий Штиль: Уже и не помню. Все, кто меня хорошо знают, так зовут. Мне это приятно. Я сам в театре никого не звал "дядей…". У нас Евгения Алексеевича Лебедева звали "дядей Женей", но не все, правда, так смели.

61 год вы в БДТ! Неужели ни разу не меняли театр?

Георгий Штиль: Ни разу. Хотя меня много куда звали, даже Аркадий Райкин приглашал. И Николай Акимов - в театр Комедии. Игорь Горбачев все спрашивал, когда я к нему приходил: "Ну, Жора, когда заявление принесешь?" Он очень хотел, чтобы я перешел в Александринку.

Я и не мечтал попасть в этот замечательный театр, где творил великий режиссер, играли выдающиеся артисты. Мы хотели всем курсом отправиться в Петропавловск-Камчатский, там собирались открыть театр, нас было больше 20 человек, целая труппа для периферии.

А что помешало?

Георгий Штиль: Наш педагог Игорь Олегович Горбачев, руководитель Александринского театра, когда-то работал в БДТ, иногда водил нас на репетиции Товстоногова, сказал: "Давайте показываться в БДТ". Мы пошли с Ваней Краско, моим однокурсником. После окончания Ленинградского театрального института мне было 29 лет, а Ване - 30… Помню, как я с огромной трубой шел через весь центр на показ в театр, чтобы сыграть отрывочек из "Егора Булычова", трубача. Еще играл Швейка, и Георгий Александрович хохотал так, что чуть со стула не упал. И мы оба были приняты. И стали получать небольшие роли. Фантастические актеры были примером для нас, молодых, помогали расти, поднимали до своего уровня. Быть их партнерами - счастье!

Как вам работается сейчас с молодежью в спектакле "Люксембургский сад"?

Георгий Штиль: Здорово работается! Там и режиссер молодой - Артем Петров, сын нашего артиста Анатолия Петрова. Команда славная, хорошие ребята. Со мной играет очень способный артист Рустам Насыров - мы хорошо репетировали, он сходу все понимает, прислушивается к моим советам, я все-таки почти в три раза старше его и больше знаю про театр, жизнь.

Андрей Анатольевич Могучий - молодец, правильно сделал - принял в труппу много молодежи из своей студии. Еще студенты, но уже заняты в массовке, эпизодах, видят опытных актеров, старших, мы всегда поможем, по себе знаю. Так и должно быть в театре. Помню, было время, когда из Пушкинского театра ушли великие артисты: Черкасов, Симонов, Борисов, Толубеев, Горбачев, и не стало среднего поколения, образовалась пустота, а молодежь еще не могла занять нишу тех актеров, театр "провалился". А в БДТ никогда не было таких "провалов, Товстоногов собирал труппу уникальных индивидуальностей, набирал молодежь.

У нас и сегодня все время полные залы. На всех трех сценах. Зрители ходят, любят театр.

Новый худрук занимает вас в своих спектаклях. Это уже другой театр. Вам такой интересен, близок?

Георгий Штиль: Когда Могучий пришел в 2013 году в БДТ, то посмотрел всю труппу - и всех сразу занял. Главное - у него получился отличный первый спектакль - "Алиса". Алиса Фрейндлих в главной роли, хорошие актеры среднего поколения и молодые. Были интересные репетиции, Андрей Анатольевич сам написал инсценировку, мне придумал хороший монолог. С ним интересно создавать спектакль. А как великолепно он показывает актерам рисунок роли - сам хороший артист! И мастер зрелищных представлений.

Есть хорошие ребята, талантливые, которых Могучий набрал - и сразу дает им большие роли. Справляются здорово! Посмотрите, допустим, спектакль "Крещенные крестами", где они играют.

Вы обещали написать еще одну книгу (первая - "У меня все роли главные!" - вышла в 2016 году).

Георгий Штиль: Написал. Она еще не вышла. Подробнее рассказал об актерах, вспомнил какие-то факты, которые упустил в первой книге.

Почему в вашей гримерке висят фотографии именно Копеляна и Луспекаева?

Георгий Штиль: Копелян был для меня как отец родной. С Луспекаевым мы жили по соседству, дружили. Хвастаюсь, что я даже сосватал его в фильм "Белое солнце пустыни". Я дал Паше сценарий, он прочитал и звонит мне: "Жора, это моя лебединая песня!" По моему совету он позвонил режиссеру Мотылю. И как сыграл Верещагина! Луспекаев был не просто большим артистом - великим! Георгий Александрович хотел поставить с ним "Отелло". Представляете, какой был бы Отелло, на многие годы вошел бы в историю. Как они с Игорем Горбачевым играли в шашки в телеспектакле "Мертвые души" - хорошо бы это студентам показывать. Гениально, высший пилотаж. Ты придешь с улицы, не артист, но Луспекаев на сцене тебя так спросит, что ты ответишь ему на его уровне!

Недавно видела вас в новом фильме "Бендер: Начало". Месье Фукс.

Георгий Штиль: Маленькая роль, но было что играть. Еще меньше роль - в картине "Соседи", на "Ленфильме" снимали. Про обитателей коммунальной квартиры. Я там первый раз работал с Ахеджаковой. Еще не видел фильм, но уверен, что эпизод с такой артисткой - высочайшего класса! - получился. Я всегда спрашиваю, когда мне предлагают роль - кто будет моими партнерами. Это очень важно.

Если надо назвать всего пять фильмов из ваших двухсот (даже больше!), это будут...

Георгий Штиль: "Даурия", "Сибириада", "Женя, Женечка и "катюша", "Шла собака по роялю", "Остров сокровищ", "Вольный ветер", "Питер Пэн", "Новогодние приключения Маши и Вити", "Старая, старая сказка", "На всю оставшуюся жизнь". Больше пяти получилось.

Из истории БДТ

Георгий Штиль: На спектакли Товстоногова приезжали выдающиеся личности из Москвы, со всего мира - из Англии, Японии, Индии, Израиля… В 1966 году мы поехали на гастроли в Англию и там я понял, что наш театр - один из лучших в мире. До нашего приезда говорили, что Брежнев собрал лучших артистов из разных театров Советского Союза специально для заграничных гастролей. А когда посмотрели спектакли, в газетах писали, что каждый артист, участвующий в массовой сцене сжигания денег в "Идиоте" (когда Настасья Филипповна - Татьяна Доронина бросала в камин пачку денег, которую ей дал Рогожин), может украсить любой английский театр.

Больше 60 стран мы объехали с гастролями! И везде нашу труппу принимали на ура. Даже в Косово играли, где не было театра, и вдруг мы показываем там "Историю лошади". Люди впервые пришли в театр - и с каким восторгом они нас принимали! Фурор и в Аргентине, Франции, ФРГ…В Париже на спектакль "Идиот" пришел актер Жерар Филип. Не стесняясь, плакал, восторгался нашим театром, рассказал, что играл князя Мышкина во французской постановке.

Тогда в первый раз за всю историю Советской власти в наше посольство в Англии пришли члены королевской семьи. И впервые королева пригласила русских на поло. Мы были на огромном стадионе, в одном секторе - королевская семья, в другом - артисты БДТ. Обратили внимание, что королева была в такой же косынке, как у нашей Люси Макаровой.

На "Истории лошади" немецкий канцлер сидел в первом ряду со слезами на глазах! А когда английский актер Ричард Харрис приехал в Ленинград и посмотрел репетицию "Трех сестер", то просил Товстоногова взять его в спектакль хоть на маленький эпизод.

"Не Штиль, а Шторм". Актеры БДТ - о своем коллеге

Олег Басилашвили:

- Мне очень повезло: мы дружим с Георгием Антоновичем с 1960-х и часто работали в одних спектаклях - в "Карьере Артуро Уи", "Трех сестрах", "Ревизоре", "Пиквикском клубе"… Я помню его первую роль, ввод в спектакль "Гибель эскадры", где он играл матроса по имени Паллада. А уж следующая, просто блистательная роль Штиля, которая останется с ним навсегда - это абитуриент, который пытается поступить в театральное училище и читает монолог Чацкого из "Горе от ума". В зале все лежали впокатуху, я до сих пор это помню. А буквально недавно сыгранная на Малой сцене БДТ роль Янкелевича в спектакле "Люксембургский сад"? Это большая роль, удивительно созданная, совершенно в другой манере.

Дорогой Жора, ты разноплановый, прекрасный, замечательный актер, и каждая твоя роль врезается в сознание зрителя, потому что даже небольшая твоя роль - шедевр нашего актерского ремесла. Я счастлив, что я с тобой работаю. Я мог бы долго говорить о тебе, но хочу сказать только одно: ты мой друг, я тебя обнимаю крепко-крепко и желаю быть таким же активным, каким ты был всегда. И дай бог тебе здоровья, всего самого доброго и самого счастливого. И блистательных новых ролей!

Нина Усатова:

- Штиль… Это скорее Шторм, такой он энергичный, наш Жорочка. Не просто энергичный - продвинутый, бодрый, веселый. Кажется, он все умеет: и дружить по-настоящему, и беседу любую поддержать, и готовить. Раньше мы с ним часто на Кузнечном рынке встретиться, например, могли. В рыбном отделе встретишь - он мне заодно расскажет, как рыбу готовить, рецепт даст. Он удивительно любознательный человек, молодой душой, мудрый. Сейчас он играет "Люксембургский сад" с нашими молодыми артистами, и они его так и называют - дядя Жора. Такое уважительное обращение, с почтением, с любовью. Его скорость по жизни высокая, этим он заряжает и окружающих.

Геннадий Богачев:

- Я всегда смотрел на Штиля с восхищением. Я был совсем мальчишкой, когда пришел в 1969 году в БДТ, а он уже активно снимался, много играл. Для меня Штиль уже тогда был мастер. Настоящая мужская дружба между нами появилась в 1970-м, когда я пригласил его на свою свадьбу. Мы с ним и в одних гримерных сидели, и в одних спектаклях играли, и на телевидении вместе работали, а еще у нас был один гениальный учитель - Товстоногов. У Жоры прекрасное чувство юмора, у меня - тоже, в общем-то, неплохое, и это всегда помогает в работе, но главное все-таки - дружба и одна театральная школа.

Пожалуй, главная его роль для меня - Добчинский в "Ревизоре". И поскольку я начинал с Осипа и закончил Хлестаковым, я хорошо помню эту его роль - в спектакле все были хороши, но Жора! Жора - гениальный артист Гоголя, он очень яркий, живой и остроумный, а без потрясающего чувства юмора невозможно сыграть Гоголя, тем более - "Ревизора".

Он дожил до 90 лет и так и остался мальчишкой. И я счастлив, что у нас с ним до сих пор такие мальчишеские, по-хорошему хулиганские отношения. Большая радость иметь такого друга и коллегу.

Андрей Шарков:

- Штиль - замечательный и гостеприимный человек. И люди вокруг него такие же. Он удивительный рассказчик. Его можно слушать часами. Скажешь при нем "вчера в аптеке был…", и он вспоминает случай, который случился в аптеке с ним. Это удивительное качество - подмечать. Он подмечает все, что происходит вокруг него, и может своими наблюдениями живо делиться. Пока мы все куда-то спешим, он подмечает.

Артем Петров, режиссер спектакля "Люксембургский сад":

- Для меня работа с таким мастером как Георгий Штиль - большое счастье. Еще в детстве мне очень нравился его капитан Ромадин в фильме "Женя, Женечка и "катюша". Георгий Антонович не просто живая легенда и замечательный артист, но и уникальный человек - очень добрый и открытый. Не единожды во время репетиций сердце екало у всех, когда мы видели, как лихо Штиль вспрыгивает на декорацию. Его бодрость и увлеченность ролью вдохновляли всех. Работа с Георгием Антоновичем - это потрясающее приключение.