В одном отделении лежат победители и побежденные. И в этом чувствуется моральная сила Российской армии - врачи оказывают помощь всем без исключения.
Татуированный парень из Николаева матрос Виктор Спасский, дыша сквозь кислородную маску, делает признание: "Командиры нас предали - бросили на заводе. Мы, морпехи, для всех, кто был на заводе Ильича, были как мясо (самое ходовое слово среди пленных бойцов ВСУ. - Н.Г.). Вода, курево, продукты - все было у "азовцев" (полк "Азов". - запрещен в России). Они находились на заводе "Азовсталь" и говорили, что у них есть вертолет, но нас вытаскивать не будут".
По его словам, с начала проведения специальной военной операции украинские морпехи оказались в информационном вакууме. Новости получали только у офицеров СБУ - у них была рация на заводе, а сотовая связь не работала. Офицеры пропаганды грозились расстреливать за попытку или даже за разговоры о сдаче в плен.
- Отдельно дули в уши, что в ДНР пытают и калечат пленных. Кувалдой отбивают гениталии. Теперь вот проверил сам - все врут. У меня пробита нога, другая пуля прошла навылет через селезенку и почки. Третья - попала в спину, но броник выдержал. Здесь врачи прооперировали. Лечат, - рассказал старший матрос 1-й роты Виталий Агей.
- Это примечательная личность, - сказал сопровождавший нас представитель военной контрразведки. - В отличие от остальных он ничего не скрывает. Да, говорит, стрелял в российских военнослужащих, но это было на позициях. Бой был дистанционным, говорит, что подтвержденных поражений у него нет. А другие пленные - кого ни послушаешь, сплошные повара, связисты, водители при штабе. Юлят, ловчат, пытаются обмануть...
Виталий Агей родился в Киеве, а на контрактную службу оформился в Херсоне. В украинской армии с 2018 года.
- Ситуация стандартная. После школы учиться не захотел. Работы хорошей не было. Пошел по контракту из-за денег. Теперь вот лежу и думаю: "На кой мне в 21 год - эта война. (Далее идет ненормативная лексика. - Н.Г.) Никакой нормальный человек не хочет войны, и уже всё - в армию ни ногой", - рассказывает собеседник "РГ".
На вопрос, чего же так поздно прозрел, объясняет: : на заводе Ильича их держали, как скот. При этом личный состав ничуть не жалели и бросали в самое пекло.
- Последние несколько дней нас сильно бомбили и обстреливали. Вода закончилась и сигареты. Мне, кстати, только когда попал в плен, впервые за неделю дали закурить ребята, что нас и паковали. За несколько дней до "прорыва" командир сказал: "У нас три пути - на завод "Азовсталь", где сидят "азовцы", в плен - это значит идти на смерть, ибо сами постреляют, или пробираться в направлении Николаевf (160 километров пешком - в зоне, контролируемой ДНР)". Мы выбрали последний вариант. При этом командование и штаб управления вышли в первой колонне, - говорит Виталий Агей.
Далеко уйти, впрочем, высшему командному составу 36-й бригады морской пехоты ВСУ не удалось. Их выследили спецназовцы ДНР и нейтрализовали. После осмотра места перестрелки среди убитых обнаружилось тело комбрига ВСУ, полковника Владимира Баранюка. Кстати, во время боев за Мариуполь ему присвоили звание Героя Украины. И, видимо, ради спасения высокого чина командование ВСУ разрешило ему бросить своих морпехов. Из более полутора тысяч человек, которые сидели на заводе Ильича, в плен сдались около 1300.
- Для многих из военнослужащих ВСУ боевые действия уже закончились. После лечения и фильтрации, если они не совершили военных преступлений, то смогут вернуться домой. Обнять родных. Жаль только, что для того, чтобы они прозрели, потребовалось убеждать их с помощью оружия, - сказал военный из ДНР.
На заводе "Азовсталь" еще заблокированы более тысячи националистов, бойцов ВСУ и иностранных наемников. Командиры милиции ДНР, Российской армии и Росгвардии предпринимают необходимые усилия по ликвидации группировки противника.