Собственно инцидент со Штайнмайером стал для Габриэля, судя по всему, только поводом, чтобы опубликовать в журнале Spiegel свою колонку под названием "Нам нужен как минимум холодный мир". Отказ в визите немецкому президенту Габриэль назвал "беспрецедентным и раздражающим", но по-настоящему волновало его другое - действия Киева, направленные на то, чтобы предельно обострить текущий конфликт на Украине и между Западом и Россией, а также полностью уничтожить остатки российско-германских связей.
Бывший глава немецкого МИД обрушился с критикой на украинского посла в Берлине Андрея Мельника, обвинившего недавно Штайнмайера, Меркель и других немецких политиков в "связях с Москвой" и проведении политики примирения в последние восемь лет. Габриэль назвал все это "теориями заговора", а заодно напомнил Киеву о том, что украинская сторона несет если не всю, то значительную часть ответственности за провал Минских соглашений. По сути, это был довольно явный, хотя и обставленный оговорками намек на то, что киевские политики должны винить себя, а не Штайнмайера или кого-то еще в том, что происходит сейчас в их стране.
Риторика и требования Киева, озвучиваемые украинским послом, уже давно вызывают в Берлине откровенное раздражение. Но до инцидента со Штайнмайером немецкие политики старались скрывать свое недовольство, хотя иногда оно все же и прорывалось наружу. Так, например, депутат бундестага от СДПГ Сёрен Бартоль еще в середине марта написал в своем твиттер-аккаунте, что считает украинского "посла" невыносимым. Именно так - взяв слово "посол" в кавычки. Правда, затем Бартоль удалил эту запись и вместо нее опубликовал три новых - с извинениями, отметив, что проявил несдержанность. Тем не менее никто не усомнился, что первое эмоциональное заявление политика было вполне искренним. За последние полтора месяца украинский посол стал в Германии настоящей медиаперсоной - он регулярно раздает интервью, выступает на ток-шоу. Мельник критикует канцлера и правительство за то, что они не хотят вводить энергетическое эмбарго против России и медлят с поставками оружия, требует, чтобы Германия наконец проявила решительность, комментирует действия немецких политиков и, по сути, учит Берлин, что тому делать. Причем все это далеко не в самых мягких выражениях.
Несмотря на то, что Габриэль уже прошел пик своей политической карьеры, он по-прежнему сохраняет авторитет и значительное влияние в немецкой политической элите, и особенно среди однопартийцев - правящих сейчас социал-демократов. Поэтому его выступление на страницах Spiegel вряд ли было случайным. Публикацию стоит рассматривать как предельно ясный и при этом довольно жесткий сигнал в адрес Киева, что тому стоит серьезно пересмотреть свои подходы к германо-украинским отношениям и поумерить градус воинственной риторики. Если, конечно, украинцы не хотят, чтобы свои подходы пересмотрел Берлин.
В лице Штайнмайера Киев, конечно, оскорбил всю Германию, которую, собственно, и символизирует федеральный президент. Не говоря уже про то, что украинская критика в адрес Штайнмайера напрямую задевает СДПГ, а значит, и действующего канцлера Олафа Шольца. Однако помимо обиды на оскорбления у немцев есть и еще одна причина, чтобы не спускать разгоревшийся скандал "на тормозах". По крайне мере, часть немецкой политической элиты не желает доводить конфликт с Россией до крайней точки, опасаясь в том числе и большой войны в Европе. А кроме того, задумывается, как пишет Габриэль, "о завтрашнем дне", когда придется хотя бы частично восстанавливать диалог и разрушенные связи. В этом, собственно, и заключалась одна из ключевых мыслей, высказанных им в своей колонке.
Киев сейчас действует в прямо противоположном направлении. Его требования только подогревают и без того острые дискуссии об энергетическом эмбарго и поставках оружия, разгоревшиеся как в ЕС, так и внутри самой Германии, и по сути, представляют собой попытку неприкрытого давления на немецкое правительство. И Берлин сейчас показывает, что перешедшее все грани поведение украинского руководства может быть использовано в этих дискуссиях в качестве аргумента против него самого. Тем более что такие аргументы очень нужны сейчас тем немецким политикам, включая канцлера, кто не желает поставлять Украине тяжелое вооружение и выступает против немедленного отказа от российского газа. От поддержки Украины Германия, конечно, не откажется - это не в ее интересах, но отношение к Киеву может стать куда менее благожелательным. Однако украинская сторона всех этих сигналов и намеков, судя по всему, так и не поняла. На следующий день после публикации колонки Габриэля Мельник обратился к бывшему немецкому министру в "Твиттере", обвинив теперь уже его самого вместе с его, как он выразился, "дружками из СДПГ" в многолетнем проведении "дружественной Путину политики". Мельник, видимо, надеялся таким образом внести дополнительный раскол в немецкую политическую элиту, но эффект, скорее всего, будет обратным. В число упомянутых им "дружков" входят и президент Штайнмайер, и канцлер Шольц, и многие другие влиятельные немецкие социал-демократы. А они для немцев, вне зависимости от партпринадлежности, явно ближе, чем кто-либо из представителей украинских властей.
Президент Сербии Александр Вучич раскритиковал введение западными странами антироссийских санкций. По мнению главы республики, использование односторонних ограничений является безнравственным способом ведения межгосударственной борьбы. "Стоит мне ввести санкции в отношении России, и я получу награды где угодно, стану лучшим демократом. Но применять санкции аморально", - рассказал Вучич в эфире программы "Хит твит" на телеканале "Пинк". Руководитель сербского государства подчеркнул, что необходимо помнить о действиях западных государств, которые в свое время запустили широкомасштабную кампанию по давлению на Белград. "Не забывайте 2015 год и британскую инициативу, которая предусматривала провозглашение сербов народом, виновным в геноциде", - заявил он. При этом, как отметил Вучич, российская сторона последовательно поддерживает Сербию по целому ряду моментов, в том числе по вопросу территориальной целостности страны.
Отдельно сербский президент прошелся по лицемерию западных политиков. В качестве наглядного примера он привел подход Лондона к отправке вооружений за рубеж. Так, Британия наладила поставки противотанковых ракетных комплексов Javelin и противотанковых управляемых ракет NLAW самопровозглашенной республике Косово. Наряду с этим на Туманном Альбионе на забывают попрекать Белград за приобретение китайских комплексов противовоздушной обороны FK-3, которые, к слову, не находятся ни в каких санкционных списках. "Мы поняли сигнал", - резюмировал глава Сербии. Вучич также сообщил о принципиальном нежелании приостанавливать воздушное сообщение между Белградом и Москвой. И это несмотря на отсутствие не только политических дивидендов от такого шага, но и коммерческой прибыли для сербских авиаперевозчиков.
"Держим эти линии из принципа, хотим показать, что мы свободная и свободолюбивая страна и сами принимаем решения. Вы нам не будете говорить, когда нам отменять авиарейсы", - обратился политик к своим западным коллегам. В развитие темы Вучич обратил внимание, что организация перелетов в российские города сопряжена с массой искусственно создаваемых препятствий. Чего только стоят многочисленные ложные сообщения о закладке взрывных устройств на лайнерах. "Это делают иностранные спецслужбы с территории двух государств: одной страны - члена ЕС и Украины, и делают это постоянно", - пояснил сербский лидер.
Подготовил Александр Ленин