Что ж, пристегните ремни и приготовьтесь к американским горкам, где главное - успеть поймать момент и выдохнуть перед очередным крутым виражом. Яна Сексте (Абби) и Алена Лаптева (Мерилин) называют свои роли в этом спектакле "ролями сопротивления" - настолько характер героинь, которых они играют, отличается от характера каждой из актрис. Место действия - комната в пансионате для пожилых людей. К старушке Абби, которая уже поставила крест на своей жизни и хочет только одного - покоя, подселили жизнерадостную соседку - Мерилин.
Истина "противоположности притягиваются" срабатывает безотказно, и творческая команда рисует ее нам максимально выпукло: небрежный пучок волос Абби против идеальной платиновой укладки Мерилин, бесформенные брюки и жилетка с мужского плеча против летящих нарядов всех оттенков фуксии, старушечье брюзжание против наивного, почти детского восторга, пропавший вкус - для Абби вся еда пресна - против вкуса к жизни... Абби мечтает об одном - чтобы ее сожительницу, "эту сумасшедшую", переселили в другую комнату.
Завсегдатай утренних прогулок, говорливая, деятельная, сразу ставшая душой пенсионерской компании и любимицей персонала, она невероятно раздражает. Да еще и вечно напевает это легкомысленное "пу-пи-ду"! Мерилин, правда, никуда съезжать не собирается. У нее ведь тоже есть мечта. Заполучить кровать у окна с прекрасным видом на парк. Загвоздка лишь в том, что это кровать Абби.
Уступить? Ни за что! И старушки втайне от всех заключают спор, который решит, кому же достанется желанное место. В ход пойдет все - от безобидных шуток до жестоких пранков, а накал страстей в этом противостоянии будет таким, что полтора часа чистого времени спектакля зритель ощутит как все три. Спектакль наполнен трюками и спецэффектами - комната страха, прыжки с парашютом (ripcord - это ведь и есть трос, который раскрывает парашют), а еще - взрывами смеха в зрительном зале. Но главное, конечно, в осознании того, насколько по-разному два человека переживают трагедию одиночества.
Мерилин ведь не просто плоский образ беспечной модницы - ее "пу-пи-ду" едва уловимо меняет интонацию, и временами вместо позитивной присказки мы слышим как бы мантру самоубеждения - "все хорошо, я держу себя в руках, я справлюсь". Да и Абби в итоге оказывается не хронической букой - кое-что способно растопить ее сердце и разгладить морщинки на лбу. Да вот хоть живое воспоминание о том, какой он, давно забытый вкус ее любимого персикового пирога из детства. В сущности, Владимир Машков поставил редкий сегодня спектакль о простых, но таких важных истинах - всем нам нужно сочувствие, забота, внимание и любовь. Спектакль о важности семьи и, в конце концов, доброго юмора. Спектакль, в котором, может, и не нужно слишком глубоко копать, но от которого тепло на душе. Словом, обо всем том, что в сегодняшние смутные дни может стать поддержкой и подарить надежду: все будет пу-пи-ду!
- Пьесу Дэвида Линдси-Эбера мне предложил Анатолий Смелянский (историк театра, театральный критик. - Прим. ред.) Год назад он был в США, где и нашел ее, когда она только еще начинала идти. Мы первыми представляем ее зрителю в России. В ней очень много чувства и большие задачи для всего коллектива Театра Олега Табакова. Я бы сказал, что "Схватка" - это история борьбы за жизнь. Мы все боремся за нее теми или иными способами. И ведь не так важно, как ты родился, важнее, как ты уйдешь из этой жизни. Этот вопрос всегда мучил и будет мучить людей. Два человека, проживших тяжелейшую жизнь, две женщины, вдруг волею судеб остаются в этом мире одни. И сама эта ситуация - огромное поле для исследования себя и мира. Можно ли смеяться над старушками? Ну, во-первых, старушки сами над собой смеются, и это большая радость нашей жизни. Наверное, в этом и есть будущее. Я когда-то услышал восточную мудрость что наше будущее не дети, а родители. Мы идем к ним. Беда общества в том, что мы потеряли многие чувства. И я не об эпидемии коронавируса - когда потерял чувства вкуса или запаха, уже неприятно. А если вы потеряете чувство нежности, любви, сопереживания? Человек - существо социальное, мы не можем и нам не нужно жить одним. А настоящая радость, как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, это радость разделенная. Вот мы и ведем к этой разделенной радости и к открытию новых чувств.