издается с 1879Купить журнал

Испытательница автомобилей

Дочь поделилась с "Родиной" воспоминаниями мамы, энтузиастки советского автопрома

Моей маме 87 лет. И почти три четверти века она связана с автомобилями. В 1949 году учительница русского языка уговаривала семиклассницу поступать в педагогический техникум, но та выбрала Миасский автомеханический. К своим 15 годам Нинель (имя родители выбрали, перевернув фамилию Ленина) была уже самостоятельным человеком. Пережила арест и расстрел папы, управляющего трестом "Миассзолото", арест мамы, детдом...

из личного архива

На "Урале" через реку

Техникум мама вспоминает с удовольствием. Особенно учебу на курсах водителей грузовых автомобилей. А за руль громадного "Урала" она села первый раз в 1965 году на Уральском автомобильном заводе, куда распределилась после учебы. Но в конце 1965 года, когда начался выпуск новой модели "Урал -375", маму пригласили в техбюро цеха испытания и сдачи автомобиля.

Думаю, она была первой советской женщиной - испытателем грузовиков.

- Я, по сути, "висела" на руле, сидя на краю сиденья. Газом и сцеплением управляла сама, а рычагом переключения передач помогал управлять водитель, - вспоминает мама. - Но вскоре я научилась все делать сама и забираться в кабину тоже. А потом начались испытания, нам выпали самые интересные - преодоление вброд реки с глубиной до полутора метров.

Опыт тяжелой мужской работы за рулем грузовика-гиганта очень пригодился маме, когда она стала испытывать первые советские "Жигули".

На испытаниях первенцев ВАЗа. Начало 1970-х годов. Фото: из личного архива

Работать будем по-итальянски

Наша семья приехала в Тольятти в январе 1970 года. На наших глазах рос завод и город, писалась новая страница истории автомобилестроения страны. Синьор Страулино, наставник с итальянского автомобильного концерна "Фиат", поставил условие начальнику вазовского бюро испытаний автомобилей: "Дайте мне самого серьезного инженера!" Выбор пал на единственную женщину - инженера технического контроля Нинель Владимировну Сапожникову, мою маму.

19 апреля 1970 года шесть первых легендарных "копеек" (так в народе сразу окрестили "ВАЗ-2101") сошли с конвейера. Тогда же на завод приехали итальянские специалисты, чтобы обучать наших. Ведь как справедливо замечал синьор Страулино, "если вы хотите, чтобы завод выпускал качественную продукцию, создайте отдел испытаний автомобилей на эффективность".

Такой отдел, первый в Советском Союзе, был создан на ВАЗе.

- Наша задача состояла в том, чтобы найти дефекты. Предъявить их! Испытать! Устранить и довести автомобиль до идеального состояния! - рассказывает мама. - Часто звучала фраза синьора Страулино: "А теперь миссис Нели покажет, как это делать...".

Мамина бригада брала с конвейера восемь автомобилей. За неделю обкатки каждый должен был пройти 2000 километров. Час езды, остановка, осмотр, описание дефектов. И снова в путь. О результатах докладывали на совещании начальников тех цехов, у которых выявили дефекты.

- За такими автомобилями, грамотно обкатанными, охотились покупатели, - улыбается мама. - Понимали, что они лучшие.

На тренировке в спортшколе. 1951 год. Фото: из личного архива

Дорога - дело опасное

До сих пор мама помнит назубок наставления от синьора Страулино: "Вы должны проехать, не уронив ни одной капли воды из стакана на панель приборов... Вы обязаны знать, что будет делать водитель, который едет впереди, и тот, что за вами...". Дорога - дело серьезное и опасное. У мамы случались ситуации, когда она была на волосок от смерти - как глубокой осенью 1971 года. Ремней безопасности тогда еще не было, шипованную резину только начали испытывать, ставя лишь на задние колеса.

- Пропуская на повороте встречную машину, мой водитель свернул на заснеженную обочину, и автомобиль потерял управление, - рассказывает мама. - Машина летела с 13-метрового обрыва и, перевернувшись, встала на колеса. За эти мгновения я улетела из правого переднего угла в задний левый, сиденье водителя придавило меня, заднее стекло разбилось и порезало ухо. Спасло меня то, что я в юности была гимнасткой и сгруппировалась во время "полета". Понимая, что машина может взорваться в любую секунду, мы сумели самостоятельно выбраться наружу. Ну а потом на этой же машине доехали своим ходом до завода. Крепкие автомобили делал ВАЗ!

С правнучкой Александрой в Мариинском театре. Фото: из личного архива

...Хорошо помню свое уральское детство, когда мама, возвращаясь с испытаний, рассказывала мне о них. И как же я мечтала сесть рядом с ней в кабину "Урала"! А когда мечта сбылась, я ощутила себя в космическом корабле. Внучка Светлана, сев за руль автомобиля в 12 лет, считает, что чувствовать машину ее научила бабушка. Но пока остается без ответа вопрос, какую профессию выберет правнучка Александра? В детстве она играла не с куклами, а с машинками.