Работодатели начали уплотнять рабочие места

Работодатели начали сокращать в офисах пространства для отдыха и уплотнять рабочие места. Поводом стали как желание сэкономить на аренде, так и опасения, что будут проблемы с интернетом.
Сергей Михеев

В пандемию при массовом переводе сотрудников на удаленку популярность офисной работы резко упала. В то же время за год, к сентябрю 2021 года, по данным "Авито Недвижимости", средняя площадь офисов выросла на треть в том числе из-за необходимости соблюдать социальную дистанцию. Компании стали заманивать сотрудников в офисы комфортными условиями - обустраивая тренажерные залы, места для велосипедов, устанавливая постаматы, открывая пункты самовывоза. Из рабочего места офисы стали превращаться в площадки для коммуникации и совместной работы. Все чаще на смену опен-спейсу приходят гибкие и трансформируемые пространства, появляются зоны для отдыха, переговорные и залы видеоконференций, при этом снижается количество обычных рабочих мест, отмечали в компании Millhouse.

Однако эти тенденции, похоже, оказались недолговечными. За последние полтора месяца выросло число запросов на реновацию офисов. При этом половина заказчиков просит увеличивать рабочие зоны и уменьшать пространства для общения и отдыха, сообщает архитектурное бюро UNKCI. Вместо релакс-зон и пространств для мастер-классов появляются рабочие места. В условиях финансовой нестабильности компании стремятся оптимизировать площади, снижая так называемый "коридорный коэффициент" и увеличивая количество сотрудников, которые могут на этой площади разместиться, отмечает руководитель бюро Николай Миловидов. К тому же есть опасения, что грядущие возможные ограничения мобильного интернета сделают удаленку если не невозможной, то менее эффективной. Особенно в части онлайн-работы с видеосвязью. Таким образом, уменьшается потребность в большом количестве зум-зон, зато многие сотрудники переместятся обратно в офис, добавляет Миловидов.

Вместо релакс-зон и пространств для мастер-классов в офисных помещениях добавляются рабочие места

Из-за санкций для некоторых компаний стало проблематично продолжать работу в удаленном режиме: не все программы для онлайн-связи сейчас можно использовать, поэтому компаниям пришлось возвращать сотрудников в офисы, говорит управляющий партнер R&B Consulting Анастасия Стеняева. Наблюдается и тенденция к экономии: обновление офисов проходит с минимум капиталовложений из-за подорожания стройматериалов и сложностей с доставкой мебели и оборудования.

Арендаторы сейчас концентрируются на внутренних задачах, связанных с основным бизнесом, поэтому активность по поиску новых офисов, по улучшению их качества приостановилась, говорит директор по аренде PARUS Asset Management Александр Ларин. Смещение фокуса компаний в сторону оптимизации затрат и увеличения рабочих мест при сокращении площадей - ответ рынка на происходящее, станет ли это определенной тенденцией, будет ясно после стабилизации обстановки, говорит основатель сети Officeless Денис Беэр.

Cпрос на "клубные" составляющие в российских офисных центрах был сильно преувеличен, считает директор по продажам агентства Point Estate Роман Амелин. Такие проекты и раньше были распространены лишь среди компаний из креативных сфер. Уже в начале пандемии многие компании стали переформатировать рекреационные зоны под рабочие пространства, стремясь сэкономить на аренде площадей, сейчас этот тренд тоже актуален, отмечает он.

В первом квартале объем сделок на офисном рынке Москвы (294 тысячи кв. м) стал максимальным для аналогичных периодов с 2018 года, отмечает консалтинговая компания "Джонс Лэнг ЛаСаль". Однако это итог переговоров, начатых в прошлом году. До конца года ожидается значительное снижение объема спроса, считают эксперты.