Чем живет сегодня ивановский легпром? Как справляются текстильщики с санкционным давлением? Какой поддержки ждут от государства? На эти и другие вопросы ответили руководители предприятий - генеральный директор ОАО ХБК "Шуйские ситцы" Анна Богаделина, директор ООО "Протекс" Иван Петров и директор ООО "Трикотаж Натали" Денис Суслов.
Как ваши предприятия чувствуют себя в новых экономических условиях, когда из-за западных санкций у многих производителей появились проблемы?
Анна Богаделина: Чувствуем себя уверенно, потому что нет другого способа сохранить предприятие и коллектив в 2000 человек. Любая проблема - это путь к новым возможностям, к этому мы давно привыкли. В условиях торговой изоляции 2020-2021 годов мы заместили долю импорта премиальных широких тканей - сатина, страйп-сатина - на российском рынке. Внутренние компании, которые раньше закупали ткани по импорту, переключились на наши ткани и таким образом смогли минимизировать последствия кризиса. И это не только про сатин. Например, с этого года нашим партнером стала компания "Фаберлик": мы поставляем им хлопчатобумажные ткани для новой коллекции пляжной одежды. Мы открыли в себе массу возможностей по разработке новых структур и приданию ткани заданных свойств. У нас есть опыт работы со смесовыми тканями: льном, вискозой, тенселем, котонином, коноплей, любыми лубяными волокнами. Мы можем выпускать ткани широчайшего ассортимента - от легких, для производства одежды, до тяжелых, интерьерных.
Денис Суслов: Структура нашего производства не поменялась, все стабильно работает.
Иван Петров: Находимся в рабочем режиме, продолжаем поступательно двигаться вперед. Предприятие чувствует себя достаточно напряженно, так как ситуация очень быстро меняется и предельно сократился горизонт планирования. Каждый день возникают какие-то новые обстоятельства и препоны, которые связаны и с логистикой, и с импортом сырья и комплектующих. Каждый день решаем для себя какие-то новые задачи, отвечаем на новые вызовы, но в целом пока, на мой взгляд, успешно с этим справляемся.
Насколько ваша компания зависит от импортного сырья, оборудования, комплектующих?
Анна Богаделина: К замещению импорта химии и материалов мы идем с 2015 года, и по большей части задачу выполнили. Конечно, есть такие материалы и комплектующие, которые в настоящий момент в России не производятся, но эта задача решаема - более сложной логистикой. Новые экономические связи внутри России обязательно сложатся, и спасибо региональным властям за помощь в ускорении этих процессов. Недавний пример: встала острая проблема с перекисью водорода, но производство на себе ее даже не почувствовало, так как правительство Ивановской области нам помогло в переключении мощностей химзавода Новочебоксарска на наши потребности. Что касается сырья, то поставки в рамках заключенных контрактов выполняются в нужном нам объеме. Есть понимание и на будущее, какой запас хлопка и пряжи сформирован в странах ближнего зарубежья и какая его часть предусмотрена для нас.
Денис Суслов: Многие компании, использующие импортные текстиль и фурнитуру, из-за колебаний валютного курса и ограничений логистики столкнулись с недостатком материалов и резким их удорожанием. Наше производство работает с производителями трикотажных тканей, которые разместили свои производства на территории Ивановской области, поэтому острого дефицита в тканях нет. Проблема в другом: стоимость ткани привязана к валютному курсу, из-за этого выросли себестоимость и, как следствие, цены на продукцию. Этот рост мы стараемся максимально сдерживать - за счет запаса полотен, который успели сделать заранее. Надеемся, что курс валют стабилизируется и нам удастся удержать цены на прежнем уровне или минимизировать повышение.
Иван Петров: Любой бизнес в стране серьезно зависит от импорта - и сырья, и оборудования, и комплектующих. Мы работаем с хлопком и полиэфиром, в России они не производятся. Уровень зависимости производств от этого сырья очень большой. Отрабатываем новые логистические маршруты, ищем новых поставщиков, если возникнут проблемы с существующими. Загадывать наперед очень сложно, но пока ситуация достаточно ровная. Наши партнеры и в Узбекистане, и в Китае подтверждают желание и возможность дальнейшего сотрудничества. Даже партнеры из недружественных стран от работы с нами не отказываются!
Какая стратегия избрана на сложный период в экономике?
Анна Богаделина: Один из самых важных для производителя вопросов - рынки сбыта. Наши большие мощности до недавнего времени были задействованы в производстве продукции для компании ИКЕА, которая на текущий момент приостановила работу в России. Теперь нам предстоит в кратчайшие сроки переориентировать производство на другой ассортимент, чтобы не допустить снижения объемов. В такой ситуации мы выбрали стратегию выработки краткосрочных бизнес-моделей, их моментального тестирования, проработки и масштабирования. Главные условия эффективности такой стратегии - командная работа, гибкость и холодный мозг. Освободившийся от иностранных игроков рынок сейчас присылает нам новые и новые запросы от других сетей, от российских компаний, с которыми мы раньше не сотрудничали. Ведем переговоры по уточнению ассортимента и количества. Для проработки новых запросов рынка потребуется некоторое время, ведь наладка нового ассортимента в многоэтапном производстве - достаточно сложный процесс. Но и оборудование, и команда предприятия к этому готовы. Переориентация произойдет в сжатые сроки. Из оперативных решений: наращиваем объемы продаж в региональной сети представительств, расширяем собственный ассортимент, создаем новые коллекции, выходим на новые внутрироссийские рынки.
Денис Суслов: Тяжело сейчас всем, не только нам. Решили поддержать наших отечественных производителей. Приглашаем их разместить на нашей онлайн-площадке свой ассортимент на специальных условиях. Уход с рынка зарубежных компаний стал для нас большим шансом, и мы не хотим его упускать. Что было последние 10, а то и 20 лет с российскими брендами? Большинство просто копировало зарубежные. Наша цель сейчас - создавать свою одежду, которой мы хотим гордиться. Для этого нужны люди: дизайнеры, конструкторы, швеи. Ищем людей, которые готовы творить. Свою задачу видим в том, чтобы одеть Россию не в очередной аналог "Зары", а в действительно качественные и красивые вещи. Если до санкций конкурировать с зарубежными гигантами текстильного рынка было сложно, то сейчас все пути открыты! Самое время развиваться и меняться.
Иван Петров: Сегодня важно обратить внимание на производственные процессы, которые были недостаточно отлажены, на более эффективную работу с оборачиваемостью товарных запасов, дебиторской задолженностью, на минимизацию издержек. Ищем дополнительную эффективность внутри себя!
Какие результаты показали ваши предприятия по итогам 2021 года? Какие планы на 2022-й?
Анна Богаделина: Вышли на плановые показатели мощности нового ткацкого и отделочного оборудования, поставленного в рамках инвестпроекта в 2019 году. Повысили на 23 процента производительность труда. Нарастили объемы продаж, на четверть подняли уровень заработной платы. Осуществили рекордные отгрузки сетевым партнерам - ИКЕА, "Ленте", "Ашану", а также на маркетплейсы Ozon и Wildberries. И два года назад, когда экономика оказалась в условиях локдауна и пандемии, и сейчас основная характеристика ситуации - неопределенность. И выход из ситуации для каждого отдельного бизнеса будет индивидуальным. Нельзя опускать руки или ждать, когда ситуация начнет стабилизироваться или как-то проясняться. Нужно действовать - здесь и сейчас. На коротком отрезке времени тестировать новые бизнес-модели и запускать их в жизнь.
Денис Суслов: В 2022 году закончили строительство крупного современного автоматизированного склада. Начали работу в формате единого регионального оптового маркетплейса по реализации продукции ивановских производителей легпрома. В 2021 году наша компания получила статус резидента в особой экономической зоне "Иваново". В новом статусе нам доступны все налоговые преференции для резидентов. Это дает уверенность в завтрашнем дне. В этом году планируем увеличить объем продаж в 1,5-2 раза и прогнозируем увеличение спроса на продукцию российских производителей. В планах - вывести на рынок новые бренды одежды.
Иван Петров: В 2021 году мы показали хорошие, многообещающие с точки зрения дальнейшего планирования результаты. Выручка превысила 1,6 миллиарда рублей. Под занавес года мы завершили крупный инвестиционный проект расширения технических возможностей предприятия. Инвестиции превысили 200 миллионов рублей, было установлено современное оборудование, которое позволило расширить ассортимент продукции.
Какие меры поддержки получаете на региональном и федеральном уровнях?
Какой помощи ждете от государства?
Анна Богаделина: Мы постоянно находимся на связи с Министерством промышленности и торговли. Участвуем в работе штаба по обеспечению устойчивости экономики региона при губернаторе. Вносим предложения по улучшению инвестклимата. Разрабатываем мероприятия по снижению фискальной и нефискальной нагрузки на бизнес. В частности, нас услышали на федеральном уровне о приостановке каких-либо проверок бизнеса со стороны надзорных органов. Мы участвовали в формировании первого пакета мер поддержки крупного, малого и среднего бизнеса, в который вошло снижение ставок по банковским кредитам. Сейчас формируются второй и третий пакеты, и мы очень рассчитываем, что будем услышаны в вопросе снижения единого социального налога до уровня, принятого для территорий опережающего экономического развития.
Иван Петров: На федеральном уровне планируем получить кредит для МСП под 13,5 процента. Хотели бы воспользоваться возможностью субсидирования кредитов на пополнение оборотных средств из расчета 2/3 ключевой ставки. Важно понимать, что получение финансовой поддержки не было бы возможно без помощи региона. Областное правительство уделяет большое внимание отрасли, постоянно занимается мониторингом состояния дел как в легкой промышленности в целом, так и на конкретных предприятиях. Государство намерено выделить беспрецедентные средства на социальную поддержку населения. Мы очень рассчитываем, что это позволит обеспечить платежеспособный спрос на нашу - и не только нашу - продукцию.