Эксперт: Надвигающийся дефицит стимулирует создание собственных производств

В сегодняшней экономической ситуации одни уже хоронят нашу промышленность, другие спешат заявить, что ее ждет скорый расцвет. Истина, как всегда, между полюсами.

Наша страна больше не получает оборудования для изготовления микросхем, САПР и сырья из США, Японии, Нидерландов, Франции, ФРГ и Тайваня. Сегодня доля импортной продукции составляет около 35-40 процентов. К сожалению, пока отечественные НИИ, государственные и частные предприятия не могут даже частично найти замену привозному товару. Это неудивительно: ни одна страна не имеет "мастерской для всего и вся". Россия вместе с остальным миром двигалась по пути глобализации, а сейчас оказалась изолирована от части производителей.

С момента введения санкций наш холдинг прекратил работу с поставщиками из Тайваня, Японии, Венгрии, Германии и США. Казалось бы, ситуация аховая: доступ к электронике перекрыт, поставка специализированного фирменного оборудования невозможна. Однако аналоги нашлись очень быстро. Продукция из Китая, Турции и ЮАР закрыла все позиции по недостающим моделям. Так, ранее мы получали машины для производства быстровозводимых бескаркасных сооружений от американской компании Mic Industries. Техника очень популярна в России, так как позволяет возводить ангары, теплицы, склады, ледовые комплексы... Замену предоставила компания Jin Chen, где при идентичном качестве стоимость машины в 10 раз дешевле аналога из США. Наши клиенты понимают, что переплачивали за бренд. И таких примеров десятки.

Сегодняшние проблемы послужат стимулом для бизнеса пересмотреть свои траты и найти более интересные альтернативы. Кризис - идеальное время, чтобы пробовать.

Что касается российских разработок, то те сильно зависят от зарубежной начинки. Несмотря на наличие ресурсов, полупроводники производятся за пределами РФ. После разрыва отношений с Тайванем остается надеяться на помощь Китая, но ожидать, что "Байкалы", "Скифы" и "Эльбрусы" массово заменят Intel и Amd, не стоит в перспективе трех - пяти лет. В стране просто не хватит рук на массовое производство. Поэтому отказаться от зарубежной офисной техники мы пока не можем. Разработки российских ноутбуков сырые. Судя по интервью инженеров, отечественные Bitblaze неконкурентоспособны по цене, а "под капотом" у них - детали из США, Японии, Тайваня и других санкционных стран. Однако само стремление к созданию собственной продукции в условиях надвигающегося дефицита стало заметнее.

Стремление к созданию собственной продукции в условиях надвигающегося дефицита стало заметнее

Правительство стимулирует сектор IT, и талантливые разработчики активнее создают отечественные решения. Пока этого не произошло, мы можем положиться на дружественные страны, где обнулили импортные пошлины. Вдобавок в марте премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о разрешении ввоза импортных товаров на территорию России без согласия правообладателей. РФ не первой в мире легализовала параллельный импорт. Норвегия, Исландия, США и другие страны используют подобный механизм десятки лет.

Россия надеется на своих союзников, которые помогут пережить сложный период. Это позволит, не останавливая производственные мощности, постепенно налаживать собственное производство и становиться независимыми от импортных компонентов.