Лучше всего для этого подходят особо охраняемые природные территории (ООПТ), где не ведется хозяйственная деятельность. Конечно, не все из них можно посещать посторонним. Например, в заповедники нельзя, но вот в национальные и природные парки - пожалуйста. Там проложены разные экомаршруты. За вход берется символическая плата. Туристы как истинные представители общества потребления тут же задаются вопросом: а что я получу за свои деньги?
Активист экодвижения и организатор туристических фестивалей Рина Гринберг говорит, что при посещении ООПТ надо понимать, что туристу предлагают не услуги, а возможность безопасно пройти по тропам. Услуги же может предоставлять бизнес, но пускать его в ООПТ ни в коем случае нельзя.
Кстати, эксперты едины во мнении, что это губительно, и приводят в пример заповедник "Утриш" в Краснодарском крае, который много лет безуспешно через суд пытается выдворить предпринимателей, ведущих на его территории незаконную деятельность. Поэтому оптимальный вариант - развивать инфраструктуру за счет грантов. Справедливо это как в отношении самих особо охраняемых природных территорий, так и сопредельных с ними участков, где работают предприниматели. Например, на грант Ростуризма строятся объекты туристической инфраструктуры в нацпарке "Башкирия". Также на грант Ростуризма уже упомянутая Рина Гринберг реализует проект "Дом 61" (гостевые дома) в деревне Николаевке, рядом с Иремелем. На своем опыте она познала все плюсы и минусы экотуризма на приграничной с ООПТ местности.
- ООПТ ни в коем случае не должны быть транзитной территорией, когда турист приезжает, посещает какой-то якорный объект и уезжает, - говорит она. - Надо стремиться к тому, чтобы он оставил здесь деньги, а для этого - формировать для него дополнительные предложения с использованием именно этой локации. Тогда получится комплексная работа и не будет конфронтации между сотрудниками особо охраняемой территории, местными жителями и туристами, что зачастую, к огромному сожалению, происходит. Наш проект связывает природные территории и местное сообщество: жителей и предпринимателей. Мы объединяемся и стараемся работать вместе.
Специалисты, наблюдающие активность инвесторов в сфере экотуризма, призывают найти баланс между развитием бизнеса и сохранением окружающей среды.
Предприниматель Альфред Файзуллин, построивший уже с десяток объектов, прежде всего туристических, уверен, что будущее - за системами "зеленой инженерии", когда используются возобновляемые источники энергии - солнце, вода, ветер, тепло земли.
Один из таких "зеленых" объектов построен в заповеднике "Шульган-Таш". Затраты на его создание окупились за три года эксплуатации. Здание сокращает энергопотребление и не имеет выбросов, что косвенно вносит вклад и в сохранение бурзянской бортевой пчелы, так как не вредит ареалу ее обитания.
Но самый "зеленый" объект находится в Белорецком районе. Это экотурбаза "Тенгри", где туристам предлагают проживание в энергоэффективных купольных зданиях, которые снабжаются теплом и горячей водой по комбинированному варианту: от электричества и тепловых насосов. Это экспериментальный способ эксплуатации. В горной местности температура постоянно меняется, а тепловые насосы работают при температуре воздуха до минус 20-25 градусов. Чтобы не было сбоев в подаче тепла, установлены солнечные панели, которые вырабатывают электричество. Где есть туристы, требуется много горячей воды и нужны современные туалеты с локальной очистительной станцией, как на этой турбазе, которая пока выглядит белой вороной на фоне собратьев. В модных ныне глэмпингах это вообще не предусмотрено.
Такой подход, кроме экологической составляющей, позволяет круглый год эксплуатировать объект, что очень важно для Башкирии, где туризм сезонный. Запуск любой турбазы к лету удовольствие не из дешевых, а вот когда он работает круглый год, можно получить профит.
Но заработать на экотуризме пока удается единицам. По мнению одного из экспертов - экс-сотрудника нацпарка, а ныне автопутешественника и руководителя телеканала "Глазами туриста" Евгения Сыркина, если нельзя заработать, то надо бы хотя бы экономить. Возможности для этого есть.
Он убежден, что в национальных и природных парках, на экотропах не надо ставить мусорные контейнеры. Ведь если они есть, то их будут заполнять. Мусор надо вывозить, а в труднодоступных местах это сложно и дорого, а порой невозможно. Лучше обучать туристов культуре поведения на природе: все, что принес, уносить обратно.
Он вспоминает случай из своего опыта работы в нацпарке "Башкирия". На водопаде Куперля, куда традиционно едет много туристов, стоял контейнер. Этот маршрут когда-то считался в Башкирии одним из самых сложных внедорожных, то есть добраться туда и выехать обратно - настоящий экстрим. На вывоз мусора еженедельно только топлива уходило около 200 литров, не считая последующего ремонта машины. Расходы были велики, поэтому контейнер убрали, а чтобы туристы не сорили, установили стенды с изображением медведя и предупреждением, что оставленный мусор привлекает хищников. Остальное туристы додумали сами. От мусора на Куперле избавились месяца за два. Так же поступили и на других привлекательных локациях.
Еще один способ сэкономить, если речь идет об ООПТ, - заменить экскурсоводов аудиогидами. Экскурсию заказывают в лучшем случае летом два дня в неделю, а штатному сотруднику нужно платить регулярно. Руководство нацпарка договорилось с оператором сотовой связи, который установил вышку, обеспечив интернет, а на туристических объектах разместили QR-коды, по которым можно получить аудиогида, и проблему удалось решить. Так, благодаря сотрудничеству с бизнесом сэкономили сотни тысяч рублей.