Ее героиня - пожилая женщина Елизавета Петровна похоронила мужа, с которым прожила всю жизнь. Разбирая его вещи, она находит письмо, из которого узнает, что у мужа была вторая семья. Елизавета Петровна пытается найти понимание у дочери и единственного внука, но те не хотят ее слушать ... Накануне дня рождения актрисы обозреватель "РГ" поговорила со Светланой Немоляевой о ее новой работе и о многом другом.
Мне очень понравились слова вашей героини в самом начале фильма "Синдром жизни" о том, что в любой ситуации женщина должна носить шляпку. Как, несмотря на возраст и обстоятельства, оставаться элегантной, женственной и быть востребованной?
Светлана Немоляева: Когда меня никто не видит, кроме домашних, распускаюсь, как не знаю кто (смеется). И моя невестка Лена (она очень остроумная), когда я куда-то иду, например в магазин, спрашивает меня: "Как ты пойдешь на улицу? Как черт знает кто или как народная артистка?" Я ей все время говорю: "Пойду как черт знает кто". Пользуюсь, конечно, тем, что меня сейчас с возрастом уже узнают гораздо меньше, чем было раньше.
Но мое правило, мое жизненное кредо: когда я на сцене театра, снимаюсь в кино, нахожусь в публичных местах, где много людей и что-то должна представлять, то обязана всегда быть комильфо - в форме. В жизни могу отдыхать и быть какой угодно. А вот когда этого требует профессия, должна соблюдать все правила.
Что до шляп, я их люблю. Мне однажды Олег Табаков на одном из моих торжеств сказал: "Ты - шляпная артистка". И подарил мне огромную, как гриб, шляпу. Но как символ, потому что носить ее невозможно. Она такая театральная, смешная. Однако мне она очень дорога, потому что это его подарок.
Вы всю жизнь проработали в одном театре. Сейчас это выглядит странным, особенно по нынешним временам, когда люди все бросают, мечутся. Вы ведь тоже переживали разные времена. Но всю жизнь - в одном театре, и замужем за одним человеком - актером Александром Лазаревым. Такое постоянство проявлять трудно?
Светлана Немоляева: Такое постоянство зависит от тех обстоятельств, которые на тебя сваливаются в жизни. У нас получилось, как в известной фразе: "Браки заключаются на небесах". Мы были еще совсем несмышленые - и Саша, и я, - совсем молодые, полудети, как говорится. Мы друг друга повстречали, и это была судьба - на всю жизнь. Так же, как и наш сын Шурка (актер Александр Лазарев-младший. - Прим. авт.) в таком же возрасте женился на своей жене, на Леночке. Когда они были в ЗАГСе и расписывались, им тоже было по 22. Как и нам с моим Сашей. И женщина, которая в ЗАГСе Шуру и Лену расписывала, сказала про них: "Эти будут жить". Вот они уже и живут вместе 35 лет. И у Саши родители жили около 60 лет. Вы можете себе представить? И мои родители всю жизнь жили вместе. Тоже лет 50 с небольшим. Поэтому, как мне кажется, это какое-то провидение, рука судьбы. А бывает, что люди и расходятся. Но нельзя никогда, ни в коем случае никого осуждать. Это счастье, когда человек сразу находит того, кто ему по жизни нужен. Не могу сказать, что у всех людей жизнь бывает гладкой. И наша с Сашей такой не была. Потому что два актера, разные темпераменты, воспитание, даже города. Он петербуржец, я москвичка. Разные родители, но, кстати, должна сказать вам, до конца жизни они были в хороших отношениях. А мы, конечно, могли и поругаться, и поскандалить, но это никогда не вызывало желания расстаться. Наоборот, вызывало желание помириться. Вот благодаря провидению мы и были вместе 51 год, но Саши нет уже больше десяти лет, а я благодарю судьбу за то, что он у меня был.
А что вы ответите про театр?
Светлана Немоляева: В театр я пришла маленькой девочкой. После института и после съемок картины "Евгений Онегин". Мне - 21 год, весна, май месяц. Уже зазеленели листочки. И я ожидала своего часа показа. В какую-то гримерку меня отвели, где дерево смотрело в окно своими листьями. И я стояла в этой гримерке и не могла поверить своему счастью, что сейчас кто-то будет меня прослушивать и вдруг меня возьмут. Ну и меня действительно взяли. И с тех пор моя любовь к театру осталась неизменной. Понимаете, что бы ни было. А было все! Мне никогда судьба не преподносила ничего на блюдечке с голубой каемочкой. Не всегда я получала роли в первом составе, не всегда во мне были заинтересованы. Но все побеждала моя любовь к сцене. Я испытывала невзгоды лишь тогда, когда мне не давали роли, а я понимала и чувствовала, что смогу ее сыграть. Вот это меня приводило в отчаяние, переживание. А больше ничего.
Когда моего Сашу спрашивали: "Как вы смогли прожить в одном театре 50 лет?", он говорил: "Ничего подобного. Я прожил в одном здании 50 лет. Но все это время у меня были разные театры. Был один театр Охлопкова, другой - Гончарова, и третий - Арцибашева. У меня было три разных театра!" И он прав на сто процентов, потому что театр - это лидер. И у меня тоже были Охлопков, Гончаров, Арцибашев, потом Карбаускис. Со всеми было трудно - театр тяжелый организм. Все могли меня в чем-то и обидеть, и ночи были бессонные, и все что угодно. Но во всяком случае я благодарна театру за то, что сыграла огромное количество ролей в роскошной, потрясающей драматургии.
Актера определяют тремя постулатами. Это драматургия, режиссер и партнеры. И партнеры у меня были феноменальные, о которых и мечтать не снилось. И моя жизнь в театре сложилась благодаря этим трем составляющим. Зачем уходить из своего театра, который я полюбила с первой минуты, находясь майским днем в маленькой гримерке и говоря себе: "Боже, какое это счастье!"
Вы сейчас заняты в семи спектаклях...
Светлана Немоляева: Семь названий - это правда. Но я уже не играю ни "Мертвые души", ни "Женитьбу", потому что мне тяжело. Хотя Коробочку в "Мертвых душах" я играла лет восемь. Обожала эту роль. Я там так волновалась, хулиганила и безобразничала, что получала сама от себя полнейшее удовольствие. А сейчас у меня в репертуаре "Таланты и поклонники", "Бешеные деньги", "Плоды просвещения", "Кант" и "Как важно быть серьезным". Но это же много для человека моего возраста?
Вы играете на одной сцене с внучкой Полиной.
Светлана Немоляева: Да, Полина моя звездочка в жизни, и я ее очень люблю. Конечно, я ей желаю счастья прежде всего. А сама счастлива с ней работать. Причем у нас такие отношения с ней на сцене.... Не родни, мол, вот близкие - бабушка и внучка. А отношения партнеров, двух актрис, которые работают вместе. То есть нам родственные связи не мешают нисколько.
1. Актриса служит в Театре им. В. Маяковского более 60 лет.
2. Немоляева начала свою театральную карьеру с роли Офелии в "Гамлете". Этот спектакль шел восемь лет.
3. Всего у актрисы более 50 ролей на сцене: Бланш ("Трамвай "Желание"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Мэй ("Кошка на раскаленной крыше") и другие.
4. Для кино Светлану Немоляеву открыл Эльдар Рязанов. Фильм "Служебный роман" принес актрисе всесоюзную известность.
5. Эльдар Рязанов за фирменную улыбку сквозь слезы прозвал Немоляеву "Чаплиным в юбке".
- "Служебный роман" - Ольга Петровна Рыжова, коллега и подруга Новосельцева.
- "Гараж" - жена Евгения Ивановича Гуськова, научного сотрудника НИИ.
- "О бедном гусаре замолвите слово" - мадам Жозефина.
- "По главной улице с оркестром" - Романовская, жена Валентина.
- "Визит дамы" - Матильда, жена Альфреда Илла.
- "Марш Турецкого. Возвращение Турецкого" - Любовь Викторовна, знаменитая актриса.
- "Артистка" - Тамара Аркадьевна, актриса, прима театра.
- "Мешок без дна" - чтица.
- "Ван Гоги" - Тома.
- "Формула мести" - генеральша.
Внучка Светланы Немоляевой, Полина Лазарева, представила на 29-м Открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов "Святая Анна", который проходил в Москве с 15 по 20 апреля, свою режиссерскую работу, она же дипломная, - короткометражный фильм "Любите ли вы театр?". Главные роли в фильме сыграли Светлана Немоляева, Евгения Симонова и Роман Мадянов. А снимали картину в Театре имени Маяковского, где Полина играет на одной сцене вместе с бабушкой.